24 августа 2011, 13:25
15
5 минут

Интервью без вопросов

Месяц назад водолазы Поисково-спасательной службы при МЧС Республики Татарстан извлекли из трюма теплохода «Булгария» тела последних 8 погибших людей, считавшихся пропавшими без вести. Тем самым, тогда, вечером 24 июля, поисково-спасательная операция, проводимая силами МЧС России, была практически завершена.  

…Ему не хотелось рассказывать, а мне – спрашивать. Знаю, что он был там первым, а ушел оттуда последним. Видел, как он доставал из глубины тела людей, которые по чьей-то алчности стали жертвами страшной катастрофы, именующейся сейчас как «крушение теплохода «Булгария». А еще понял, какая это тяжелая, но необходимая работа. Он – это профессиональный водолаз, спасатель зонального поисково-спасательного отряда № 2 Казани при МЧС Республики Татарстан Владимир Комаров. Здоровенный и добродушный парень, легко может рассмешить и сам посмеется от души. А вот когда Володя вспоминал, для чего я к нему пришел, он смотрел куда-то в сторону, а в его глазах цвета неба читалась немая скорбь. «Ничего, работа такая. Записывай».

 - Нас вызвали экстренно, и мы не знали, что произошло, - стал рассказывать Владимир Комаров. – Собрали снаряжение и отплыли на катере из Казани. В тот вечер на Волге действительно была большая волна. Наш «Владлен Сафин» ходил ходуном. Знали, что произошла большая беда, но ехали в неизвестность, информации не было. «Быстрее, Володя, быстрее!», - подгонял меня заместитель министра МЧС РТ - начальник Поисково-спасательной службы при МЧС РТ Эмиль Марсович Фазлеев.  Когда мы нашли, наконец, тот самый буй, служивший ориентиром, рядом уже стоял толкач «Варна», где смогли разгрузиться и подготовиться к погружению. 

Из-за волнения и шквалистого ветра ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Мы привыкли, что уже буквально через пару метров погружения наступает тьма. Конечно, в кромешной темноте много не разглядишь, а уж тем более под водой на глубине примерно около 20 метров, поэтому приходилось погружаться с фонарем. Примерно в 23 часа подняли первое тело женщины. Ее достал мой напарник, водолаз Марат Мухаметшин. Работали всю ночь и практически весь последующий день. Это потом стали подъезжать ребята со всей России, появился график погружений и четкий план поиска.

В первые сутки все еще штормило. Разницы между днем и ночью под водой практически не было.  Но это уже профессиональная привычка. Кошка ведь тоже в темноте видит лучше…

Сложно пришлось. Проходы «Булгарии» были узкими и были завалены всяким хламом – деревянной мебелью, постельным бельем. Двигаться спасателям приходилось практически на ощупь. Все приходилось перебирать руками. Постоянно поддерживая связь с обеспечивающим страховку водолазом, который удерживает тебя на сигнальном конце, находясь на судне «Варна». Дернул три раза – готов к подъему. Есть свои знаки и при обследовании помещений, сообщаю, что вошел, и в том случае, когда натыкаешься на стену.

Сначала искали живых. Очень надеялись, что кто-то сумел выжить. Неоднократно ныряли с молотком и простукивали корпус судна, но увы…

Тела передавали следователям, которые фотографировали погибших и изучали личные вещи. По ним родные смогли бы опознать своих родственников.

Когда ознакомились с планом теплохода, стали работать по секторам. У каждой водолазной группы был свой сектор ответственности. На самые сложные отправляли наиболее опытных водолазов. Чтобы проникнуть в каюты, стали выбивать стекла иллюминаторов. И так по восемь часов в день, пока не придет смена.

Отдыхали мы там же, на воде, в каютах теплохода «Арабелла». Когда садились за стол, ели молча. Даже не привычно как-то…

Через три дня из воды подняли большинство тел, кого могли. Ребята стали разъезжаться, и мы (водолазы поисково-спасательной службы при МЧС РТ) вновь остались одни. Теперь надо было помогать военным, которые готовили судно к подъему (группа водолазов 40-го НИИ министерства обороны РФ под руководством начальника института Героя России капитана первого ранга Андрея Звягинцева).

Конечно, пришлось повозиться. Не так-то это просто - такую махину тянуть, которая всосалась в ил на два метра. Но теперь было спокойнее. Это была уже «другая» работа, мы нашли и достали всех, кто был заявлен в розыск.

Когда все закончилось, нам дали три дня отдыха. Летом больше отдохнуть не получается. Вот я тебе тут рассказываю, а мой напарник отправился доставать из Кабана очередного утопленника…

Чтобы поблагодарить этих достойных ребят за их героизм, прервал свой отпуск и срочно отправился на место трагедии министр МЧС России Сергей Кужугетович Шойгу. Он вручал спасателям государственные награды и памятные часы. В числе тех, кого наградили, был и Владимир Комаров. Вот только церемония прошла без участия журналистов. Людей благодарили за их работу, но слишком уж печальным был повод. Какие уж тут вопросы.

 

Руслан ФАТХУТДИНОВ заместитель начальника отдела информации и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)