14 августа 2011, 00:00
17
11 минут

«Государственная инспекция по маломерным судам. Предъявите ваши документы»

  Акватории нашей республики без должного контроля никогда не останутся. Это известно абсолютно каждому.  Патрульные группы государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Татарстан  целыми днями посменно  проводят рейды в целях обеспечения безопасности населения, предпочитающего проводить свой отдых на воде.  Тем, кто не в курсе (бывает и такое), напоминаем, что лучше вам поторопиться с регистрацией своего водного транспорта, если вы этого до сих пор еще не сделали. Не забываем и о наличии спасательных кругов и жилетов, следим  за  соблюдением скоростного режима. И не дай бог вам отправиться в «морское» путешествие, предварительно выпив что-то покрепче кефира…Наказание за такое правонарушение будет крайне серьезным и жестким. Давить на жалость - бесполезно. Инспекторы ГИМС  очень суровы, когда дело касается возникновения угрозы жизни других людей, и ни на  какие компромиссы не идут.   

   Пресс-служба  Главного управления МЧС России по Республике Татарстан отправилась в один из таких рейдов, чтобы собственными глазами увидеть, как осуществляется надзор за порядком на водных территориях нашей республики. 

   Их было двое. Государственные инспекторы патрульной группы №1 и №2 - Дмитрий Мишин и Игорь Сандомиров.  Они встретили меня у главного входа Центра ГИМС МЧС России по РТ и сопроводили до патрульного катера, на котором нам предстояло целую смену, а это восемь часов подряд, бороздить речные просторы в поисках правонарушителей. Но не успела я ступить на пирс, как  Дмитрий остановил меня и спросил, есть ли моя отметка  в журнале регистрации. Отметки, разумеется, не было, так как я в первый раз об этом слышала. Пришлось возвращаться, чтобы расписаться в журнале - без подписи на катер меня не пустили.  

   Как оказалось, в ГИМС существует целая политика в области безопасности самих сотрудников при проведении патрулирования. Перед тем как выйти в рейд, с экипажем проводят  подробный инструктаж по мерам безопасности. Особенно это касается внештатных лиц, участвующих в рейде. После того, как все правила поведения на водном транспортном средстве были озвучены, я расписалась в регистрационном журнале и, с чистой совестью, отправилась в путь. 

     Сев в катер, я, по всем правилам,  оказалась тут же облачена в  спасательный жилет.  

   - Держись крепче, лишних движений не делай, по катеру передвигаться можно только с нашего  разрешения, - на всякий случай еще раз предупредил меня  Дмитрий и занял место у штурвала.  

     Мотор взревел, и патрульный катер, обдав брызгами мирно плавающих на воде возле пирса уток, рванул на очередное  ответственное задание. 

     Лето продолжает радовать нас отличной солнечной погодой. В такую жару желающих отдохнуть на прохладных просторах  реки  хоть отбавляй. То и дело нам на  пути встречались красивые белоснежные яхты, небольшие теплоходики с отдыхающими гражданами, туда-сюда сновали юркие прогулочные катера, и лениво дрейфовали моторные лодки с рыбаками. Но завидев патрульный катер ГИМС, все судна, казалось,  на какое-то мгновение замирали прямо на ходу в тревожном ожидании двойного взмаха красного флажка  государственного инспектора, который возвещает владельцам водного транспорта о том, что проверка неизбежна.  

     В основном,  нам встречались судовладельцы, которых проверяли совсем недавно, или те, кто уже имел дело с инспекторами ГИМС прежде. Регистрационные номера было  видно за версту, а на пассажирах были одеты спасательные жилеты. Тут претензий никаких не возникало – красный флажок мирно покоился на своем месте в свернутом состоянии.  

 – Работа такая – разбираться во всех водных транспортных средствах и их регистрационных номерах,  - ответил мне Игорь на вопрос о том, каким образам им удается различать частных владельцев судов и юридических.  – У частников одни регистрационные номера, у юридических лиц – другие. Мы помним практически все проверенные нами транспортные средства, их владельцев знаем чуть ли не в лицо каждого. Во многом, это облегчает нам работу, - сказал Сандомиров, а уже через мгновение в его руках появился красный флажок – впереди маячило неизвестное судно.  

    Два взмаха – и моторная лодка заглушила двигатель. Сидящие в ней рыбаки неотрывно смотрели в нашу сторону, пока патрульный катер двигался им навстречу.  

 - Государственная инспекция по маломерным судам, - возвестил Игорь, демонстрируя владельцам судна свое удостоверение инспектора патрульной группы. – Предъявите ваши документы на транспортное средство. 

    Один из рыбаков поспешно вытащил из сумки судовой билет с регистрацией, в котором обязательно должна стоять отметка о прохождении ежегодного технического осмотра, права, технический талон на лодку  и передал сотрудникам ГИМС на проверку. 

  - Почему нет в наличии спасательных жилетов? – сурово спросил  Дмитрий, пока напарник тщательным образом изучал документы. Рыбаки ничего не ответили, лишь уныло развели руками - мол, так вышло. – Игорь, составляй протокол. Штраф за отсутствие спасательных средств – 300 рублей.  Впредь, не выезжайте на лодке без жилетов. Никакие деньги не спасут, если, не дай бог, лодка перевернется или даст течь, - нравоучительным тоном подытожил Мишин, пока правонарушители расписывались в протоколе и складывали квитанцию с выписанным штрафом в сумку вместе с остальными документами.  

    Мы отправились дальше по пути следования. Через некоторое время флажок снова взметнулся вверх. В остановленном катере находилась целая семья с ребенком. Девочке на вид было лет десять. Процедура с документами повторилась. Дмитрий спросил про жилеты. На этот раз они имелись в наличии. Документы были в полном порядке. Однако инспекторы ГИМС проследили, чтобы пассажиры прогулочного катера надели спасательные жилеты. – В первую очередь ребенок! – командовал Дима. – Вам напомнить статистику несчастных случаев на воде, в которых жертвами стали именно дети? – Далее последовала профилактическая беседа по предупреждению гибели детей на воде. Инспекторы, дополняя друг друга, буквально воспитывали уже взрослых  вполне самодостаточных  людей. Я со стороны смотрела на них и не узнавала.  Такая разительная перемена случилась с ними за одно мгновение. Добродушные в обычной жизни, улыбающиеся, общительные ребята стояли с жесткими лицами, брови были нахмурены, в голосах  прослеживались металлические нотки. 

 - Детей больше всего жалко, – говорили мне они в ходе нашего дальнейшего патрулирования, - толком жизни не видели даже. Во многом, вина в их гибели лежит на родителях. Они очень безответственно подходят к воспитанию своих детей, не следят за ними должным образом. Надеемся, что хотя бы вот такими беседами нам удастся внести определенный вклад в сокращение печальной статистики по гибели детей на воде. Еще «Булгария» в памяти стоит – столько детей…Мы присутствовали на месте крушения теплохода, приходилось заниматься транспортировкой тел погибших. – Оба вздохнули и замолчали. Какое-то время мы ехали в полном молчании, погрузившись каждый в свои мысли. Патрульный катер уверенно разрезал речную гладь, на небе не было ни облачка, и яркое солнце слепило глаза. Над моей головой возвышалась красно-синяя «мигалка», а сзади, подхваченный ветром, над водным пространством развевался российский триколор. Не удивительно, что зачастую Игорь даже не успевал представиться владельцам остановленных судов, как  те  сразу говорили: «Знаем, знаем! Можете не показывать удостоверение». Хотя, в ходе нашего рейда, был случай, когда потребовалось дважды продемонстрировать  удостоверение  инспектора патрульной группы – так беспокоен и щедр на отрицательные эмоции был владелец очередной лодки, подвергшейся  досмотру.  На вопрос сотрудников ГИМС, почему его лодка не оснащено спасательными средствами, хозяин судна начал оправдываться тем, что у него неисправный мотор, и он выехал его обкатать.  

 - Не имеет значения, – отрезал Дмитрий, - должны быть. – Почему вы вообще  выехали на неисправном судне?  

 - Отметки о прохождении технического осмотра, разумеется, нет – добавил Игорь. – Давайте составлять протокол. 

   Судовладелец был не согласен с решением инспекторов. Сначала требовал снова показать документы,  потом  самовольно заскочил в патрульный катер, рассыпая попутно обвинениями в неправомерности действий,  и стал уже требовать, чтобы ему отдали его судовой билет.  Находится посторонним в патрульном катере строжайше запрещено. На слова сотрудников ГИМС – немедленно вернуться в свою лодку – он не реагировал, пока те значительно не повысили тон. Это отрезвило мужчину. Он быстро вернулся на свое место.  

  - И часто с такими людьми вам приходится иметь дело? – спросила я у ребят. 

  - Бывает и хуже – улыбнулся Дима. – Но мы привыкли. Пытаться давить на нас – крайне глупо.  Они только усугубляют свое положение. А вообще, мы должны быть еще в какой-то мере психологами, уметь сразу распознавать различные категории  людей. Тогда будешь знать, чего ожидать от них и как дальше вести себя. 

   Все оставшееся время патрулирования лица, активно проявляющие недовольство действиями сотрудников ГИМС, к счастью,  больше нам на пути не встречались. Проверили места купания людей – все спокойно. Никаких гидроциклов  и катеров не зафиксировано. В целом, за всю смену было проверено 23 судна, составлено 5 протоколов. В основном, это штрафы за отсутствие спасательных средств. 

    Смена подошла к концу. Патрульный катер не спеша причалил к берегу  базы Центра ГИМС МЧС России по РТ.   В заключение отмечу, что далеко не легкая работа у инспекторов ГИМС. Тяжелые погодные условия, отсутствие возможности  нормально поесть, пока ты находишься в смене, агрессия со стороны некоторых судовладельцев – рядовой день государственного инспектора патрульной группы. О чрезвычайных происшествиях и говорить не приходится – нагрузки и стрессы увеличиваются в разы. Но несмотря на это, они продолжают верно служить своему делу, обеспечивая  безопасность граждан. Ни от кого вы не услышите даже малейшей жалобы. У них на все один скромный ответ: «Это наша работа».  

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)