Пресс-служба Главного управления МЧС России по Республике Татарстан отправилась в один из таких рейдов, чтобы собственными глазами увидеть, как осуществляется надзор за порядком на водных территориях нашей республики.
Их было двое. Государственные инспекторы патрульной группы №1 и №2 - Дмитрий Мишин и Игорь Сандомиров. Они встретили меня у главного входа Центра ГИМС МЧС России по РТ и сопроводили до патрульного катера, на котором нам предстояло целую смену, а это восемь часов подряд, бороздить речные просторы в поисках правонарушителей. Но не успела я ступить на пирс, как Дмитрий остановил меня и спросил, есть ли моя отметка в журнале регистрации. Отметки, разумеется, не было, так как я в первый раз об этом слышала. Пришлось возвращаться, чтобы расписаться в журнале - без подписи на катер меня не пустили.
Как оказалось, в ГИМС существует целая политика в области безопасности самих сотрудников при проведении патрулирования. Перед тем как выйти в рейд, с экипажем проводят подробный инструктаж по мерам безопасности. Особенно это касается внештатных лиц, участвующих в рейде. После того, как все правила поведения на водном транспортном средстве были озвучены, я расписалась в регистрационном журнале и, с чистой совестью, отправилась в путь.
Сев в катер, я, по всем правилам, оказалась тут же облачена в спасательный жилет.
- Держись крепче, лишних движений не делай, по катеру передвигаться можно только с нашего разрешения, - на всякий случай еще раз предупредил меня Дмитрий и занял место у штурвала.
Мотор взревел, и патрульный катер, обдав брызгами мирно плавающих на воде возле пирса уток, рванул на очередное ответственное задание.
Лето продолжает радовать нас отличной солнечной погодой. В такую жару желающих отдохнуть на прохладных просторах реки хоть отбавляй. То и дело нам на пути встречались красивые белоснежные яхты, небольшие теплоходики с отдыхающими гражданами, туда-сюда сновали юркие прогулочные катера, и лениво дрейфовали моторные лодки с рыбаками. Но завидев патрульный катер ГИМС, все судна, казалось, на какое-то мгновение замирали прямо на ходу в тревожном ожидании двойного взмаха красного флажка государственного инспектора, который возвещает владельцам водного транспорта о том, что проверка неизбежна.
В основном, нам встречались судовладельцы, которых проверяли совсем недавно, или те, кто уже имел дело с инспекторами ГИМС прежде. Регистрационные номера было видно за версту, а на пассажирах были одеты спасательные жилеты. Тут претензий никаких не возникало – красный флажок мирно покоился на своем месте в свернутом состоянии.
– Работа такая – разбираться во всех водных транспортных средствах и их регистрационных номерах, - ответил мне Игорь на вопрос о том, каким образам им удается различать частных владельцев судов и юридических. – У частников одни регистрационные номера, у юридических лиц – другие. Мы помним практически все проверенные нами транспортные средства, их владельцев знаем чуть ли не в лицо каждого. Во многом, это облегчает нам работу, - сказал Сандомиров, а уже через мгновение в его руках появился красный флажок – впереди маячило неизвестное судно.
Два взмаха – и моторная лодка заглушила двигатель. Сидящие в ней рыбаки неотрывно смотрели в нашу сторону, пока патрульный катер двигался им навстречу.
- Государственная инспекция по маломерным судам, - возвестил Игорь, демонстрируя владельцам судна свое удостоверение инспектора патрульной группы. – Предъявите ваши документы на транспортное средство.
Один из рыбаков поспешно вытащил из сумки судовой билет с регистрацией, в котором обязательно должна стоять отметка о прохождении ежегодного технического осмотра, права, технический талон на лодку и передал сотрудникам ГИМС на проверку.
- Почему нет в наличии спасательных жилетов? – сурово спросил Дмитрий, пока напарник тщательным образом изучал документы. Рыбаки ничего не ответили, лишь уныло развели руками - мол, так вышло. – Игорь, составляй протокол. Штраф за отсутствие спасательных средств – 300 рублей. Впредь, не выезжайте на лодке без жилетов. Никакие деньги не спасут, если, не дай бог, лодка перевернется или даст течь, - нравоучительным тоном подытожил Мишин, пока правонарушители расписывались в протоколе и складывали квитанцию с выписанным штрафом в сумку вместе с остальными документами.
Мы отправились дальше по пути следования. Через некоторое время флажок снова взметнулся вверх. В остановленном катере находилась целая семья с ребенком. Девочке на вид было лет десять. Процедура с документами повторилась. Дмитрий спросил про жилеты. На этот раз они имелись в наличии. Документы были в полном порядке. Однако инспекторы ГИМС проследили, чтобы пассажиры прогулочного катера надели спасательные жилеты. – В первую очередь ребенок! – командовал Дима. – Вам напомнить статистику несчастных случаев на воде, в которых жертвами стали именно дети? – Далее последовала профилактическая беседа по предупреждению гибели детей на воде. Инспекторы, дополняя друг друга, буквально воспитывали уже взрослых вполне самодостаточных людей. Я со стороны смотрела на них и не узнавала. Такая разительная перемена случилась с ними за одно мгновение. Добродушные в обычной жизни, улыбающиеся, общительные ребята стояли с жесткими лицами, брови были нахмурены, в голосах прослеживались металлические нотки.
- Детей больше всего жалко, – говорили мне они в ходе нашего дальнейшего патрулирования, - толком жизни не видели даже. Во многом, вина в их гибели лежит на родителях. Они очень безответственно подходят к воспитанию своих детей, не следят за ними должным образом. Надеемся, что хотя бы вот такими беседами нам удастся внести определенный вклад в сокращение печальной статистики по гибели детей на воде. Еще «Булгария» в памяти стоит – столько детей…Мы присутствовали на месте крушения теплохода, приходилось заниматься транспортировкой тел погибших. – Оба вздохнули и замолчали. Какое-то время мы ехали в полном молчании, погрузившись каждый в свои мысли. Патрульный катер уверенно разрезал речную гладь, на небе не было ни облачка, и яркое солнце слепило глаза. Над моей головой возвышалась красно-синяя «мигалка», а сзади, подхваченный ветром, над водным пространством развевался российский триколор. Не удивительно, что зачастую Игорь даже не успевал представиться владельцам остановленных судов, как те сразу говорили: «Знаем, знаем! Можете не показывать удостоверение». Хотя, в ходе нашего рейда, был случай, когда потребовалось дважды продемонстрировать удостоверение инспектора патрульной группы – так беспокоен и щедр на отрицательные эмоции был владелец очередной лодки, подвергшейся досмотру. На вопрос сотрудников ГИМС, почему его лодка не оснащено спасательными средствами, хозяин судна начал оправдываться тем, что у него неисправный мотор, и он выехал его обкатать.
- Не имеет значения, – отрезал Дмитрий, - должны быть. – Почему вы вообще выехали на неисправном судне?
- Отметки о прохождении технического осмотра, разумеется, нет – добавил Игорь. – Давайте составлять протокол.
Судовладелец был не согласен с решением инспекторов. Сначала требовал снова показать документы, потом самовольно заскочил в патрульный катер, рассыпая попутно обвинениями в неправомерности действий, и стал уже требовать, чтобы ему отдали его судовой билет. Находится посторонним в патрульном катере строжайше запрещено. На слова сотрудников ГИМС – немедленно вернуться в свою лодку – он не реагировал, пока те значительно не повысили тон. Это отрезвило мужчину. Он быстро вернулся на свое место.
- И часто с такими людьми вам приходится иметь дело? – спросила я у ребят.
- Бывает и хуже – улыбнулся Дима. – Но мы привыкли. Пытаться давить на нас – крайне глупо. Они только усугубляют свое положение. А вообще, мы должны быть еще в какой-то мере психологами, уметь сразу распознавать различные категории людей. Тогда будешь знать, чего ожидать от них и как дальше вести себя.
Все оставшееся время патрулирования лица, активно проявляющие недовольство действиями сотрудников ГИМС, к счастью, больше нам на пути не встречались. Проверили места купания людей – все спокойно. Никаких гидроциклов и катеров не зафиксировано. В целом, за всю смену было проверено 23 судна, составлено 5 протоколов. В основном, это штрафы за отсутствие спасательных средств.
Смена подошла к концу. Патрульный катер не спеша причалил к берегу базы Центра ГИМС МЧС России по РТ. В заключение отмечу, что далеко не легкая работа у инспекторов ГИМС. Тяжелые погодные условия, отсутствие возможности нормально поесть, пока ты находишься в смене, агрессия со стороны некоторых судовладельцев – рядовой день государственного инспектора патрульной группы. О чрезвычайных происшествиях и говорить не приходится – нагрузки и стрессы увеличиваются в разы. Но несмотря на это, они продолжают верно служить своему делу, обеспечивая безопасность граждан. Ни от кого вы не услышите даже малейшей жалобы. У них на все один скромный ответ: «Это наша работа».