5 июля 2011, 14:36
8
16 минут

Отдел надзорной деятельности Казани делает выводы

Резонансный пожар 30 января 2011 года в ночном баре «Лепрекон», в результате которого погибли 4 казанца, стал причиной пристального внимания общественности и средств массовой информации к положению дел в области пожарной безопасности развлекательных учреждений. Одновременно трагедия стала поводом для проведения массовых проверок развлекательных заведений общепита Казани. Об итогах проверки городских предприятий общественного питания сообщил ВрИО начальника отдела надзорной деятельности по г. Казани Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Ильдар Мустафин во время аппаратного совещании в Исполнительном комитете г. Казани по вопросам состояния пожарной безопасности.

 - Сразу же после инцидента была созвана Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Казани, которой президент Татарстана Рустам Минниханов поручил регулярно мониторить противопожарное состояние мест отдыха, - начал свое выступление Ильдар Мустафин. - В свою очередь Мэр Казани Ильсур Метшин предложил предпринимателям, владеющим точками общепита, добровольно обратиться в органы государственного пожарного надзора с просьбой провести внеплановую проверку противопожарного состояния своих заведений. Идея заключалась в том, чтобы проверяющие органы выдавали таким владельцам заведений рекомендации по устранению нарушений без каких-либо штрафных санкций. Помимо этого, Ильсур Метшин поручил главам администраций районов провести совещания с руководителями ночных развлекательных учреждений с приглашением сотрудников прокуратуры г. Казани, государственного пожарного надзора, Управления гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани с тем, чтобы довести требования по пожарной безопасности до учреждений, находящихся на территории районов.

После этого в адрес местных органов Госпожнадзора поступило 38 добровольных обращений физических и юридических лиц. Это менее 4% от общего числа заведений общепита Казани. Заметьте, в большинстве из них в результате проверок были обнаружены нарушения (в настоящее время они полностью устранены). А остальные опять заняли позицию «авось пронесет» и ничего не сделали для того, чтобы обеспечить максимум безопасности людям, посещающим их заведения.

К сожалению, факты говорят о том, что самоуспокаиваться причин нет. Вот результаты проверок, которые начались на следующий же день после пожара - 31 января. Сотрудники органов государственного пожарного надзора Казани по согласованию с органами прокуратуры проверили исполнение законодательства в области обеспечения пожарной безопасности на 112 объектах общественного питания развлекательного характера (всего в настоящее время в Казани зарегистрировано 972 предприятия общественного питания открытой сети, из которых 920 относятся к категории развлекательных). В результате в проверенных ресторанах, ночных клубах, кафе, кальянных, барах за 6 месяцев текущего года было выявлено 895 нарушений требований пожарной безопасности. К административной ответственности привлечено 107 нарушителей: 28 юридических лиц оштрафованы на общую сумму 310 тысяч рублей, 77 индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - на 124 тысячи рублей. В 10 случаях в суды направлялись материалы о нарушениях пожарной безопасности, создающих угрозу жизни или здоровью людей. Из них по 7 административным делам суды вынесли постановления об административном приостановлении деятельности юридических лиц на разные сроки (до 90 суток).

В «черный список» попали ООО «Севастополь» (кафе-кальянная «Эль-Фуджайра», ул.Островского, 15), ООО «Сити Клуб» (бар «Киски», ул.Нариманова, 51), ООО «Поти» (кафе «Старая хижина», ул.Н.Ершова, 28), ИП Максимова А.И. (кафе по ул. Гладилова, 22А), ЗАО ТД "Сигма плюс" (ресторан "Амфитеатр Танго", ул. Бр .Касимовых, 38), ООО "Бархат" (кафе-кальянная по ул. Чуйкова, 17), ИП Баширов У.Т. (ресторан «Старый Баку», ул.П.Коммуны, 25/39).

Проверки остальных заведений сейчас продолжаются.

Усиленная работа надзорных органов в нашем городе началась еще раньше. Катализатором массовой проверки органами прокуратуры и государственного пожарного надзора объектов общепита Казани, в особенности развлекательных учреждений, стал пожар, случившийся 5 декабря 2009 года в пермском клубе «Хромая лошадь». После этого пожара в декабре 2009 года и в первом полугодии 2010 года внепланово было проверено 116 развлекательных учреждений, в том числе 88 ресторанов, кафе и 28 ночных клубов. В ходе проверок выявлено 1274 нарушения требований пожарной безопасности, из них 337 нарушений - в ночных клубах.

Тогда, по итогам проверок, было привлечено к административной ответственности в виде штрафа 24 юридических лица (5 - по ночным клубам) и 71 должностное лицо (26 - по ночным клубам), направлено 50 административных дел (17 - по ночным клубам) в суды на административное приостановление деятельности, из них по 26 делам (14 – по ночным клубам) судами были вынесены положительные решения; направлено 8 информаций в органы власти и 30 информаций в органы прокуратуры.

В январе 2010 года комиссией в составе представителей депутатского корпуса Городской Думы, прокуратуры, государственного пожарного надзора, средств массовой информации в ходе проверки степени устранения нарушений требований пожарной безопасности в развлекательных учреждениях установлено, что из 1274 ранее выявленных нарушений было устранено 730 (60%), в том числе в ночных заведениях из 337 ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности устранено 329 (97,6%).

Анализ проведенной работы показал, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться им, в том числе арендаторы и субарендаторы, не в полной мере исполняют законодательство в области обеспечения пожарной безопасности на объектах общественного питания развлекательного характера. А ведь это в основном объекты с массовым пребыванием людей, где предусмотрено одновременное пребывание более 50 человек. Как мы убедились, несоблюдение обязательных требований пожарной безопасности в таких заведения может привести к тяжелым последствиям, в том числе к гибели большого количества людей.

Вместе с тем, - продолжил выступление ВрИО начальника отдела надзорной деятельности по г. Казани Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, - сравнивая показатели проверок последних двух лет, мы можем отметить и позитивный фактор. В этом году по сравнению с результатами проверок, проведенных после пожара в пермском клубе «Хромая лошадь», количество выявленных нарушений требований пожарной безопасности уменьшилось на 30 процентов. Кроме этого, мы можем констатировать, что в 2009 - 2010 годах добровольных обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органы Госпожнадзора не было вовсе.

Определенную роль в ситуации с запредельным количеством выявляемых нарушений сыграл, на мой взгляд, федеральный закон №294, принятый 26 декабря 2008 г. («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В соответствии с ним сотрудники госконтроля могут проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не ранее чем через три года после регистрации заведения или проведения последней плановой проверки, либо по желанию собственников заведений. Естественно, со вступлением закона в силу количество плановых проверок объектов защиты существенно уменьшилось.

В дополнение к этому в августе 2010 года были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2005 года №616 («О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан"). Внесенные поправки отменили выдачу сотрудниками государственного пожарного надзора заключений о соответствии требованиям пожарной безопасности предприятий общественного питания для получения лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в Республике Татарстан. Это связано с тем, что федеральным законом от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» представление заключения о соответствии противопожарным требованиям для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не предусмотрено. Однако демократизация закона также усугубляет ситуацию в области противопожарной безопасности заведений.

Наиболее распространенными нарушениями требований пожарной безопасности, создающими угрозу жизни или здоровью людей в случае пожара, являются:

загромождение эвакуационных путей и выходов различными материалами и предметами;

применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков на путях эвакуации, в зальных помещениях;

несоблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности;

превышение нормативного или расчетного количества людей, одновременно пребывающих в помещениях;

неисправность или отсутствие систем противопожарной защиты, в том числе: систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, противодымной защиты и противопожарного водоснабжения.

Очевидно, что пока мы можем рассчитывать только на сознательность самих владельцев заведений. Они могут проводить независимую оценку пожарного риска, так называемый аудит пожарной безопасности. Данная мера закреплена в статье 144 федерального закона №123 от 22 июля 2008 года («Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Порядок оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска установлен и введен в действие с 1 мая 2009 года постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года №304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска и аккредитованной в МЧС России. Помимо стандартных мероприятий (анализ документов, обследование объектов), оценщики имеют право проводить различные исследования, расчеты и экспертизы, если этого требуют нормативные документы в области пожарной безопасности. Также эксперты должны в определенных случаях оценивать пожарный риск, то есть вероятность возникновения пожара. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска утвержден постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 и вступил в силу также 1 мая 2009 года.

Реестры аккредитованных экспертных организаций размещены на сайте федерального государственного учреждения "Госэкспертиза в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" МЧС России  (http://www.ge-mchs.ru/ob-organisatsii).

На плечи экспертных организаций также ложится обязанность разработки мер по повышению пожарной безопасности, если в ходе проверки будут выявлены нарушения.

После окончания проверки экспертная организация формирует заключение о независимой оценке пожарного риска. Оригинал документа передают собственнику проверяемых объектов, а копию направляют в территориальный орган МЧС России в течение пяти рабочих дней.

При получении органами государственного пожарного надзора заключения с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через 3 года.

К сожалению, индивидуальные предприниматели пока не спешат применять пожарный аудит для оценки соответствия своих объектов установленным требованиям пожарной безопасности. Так, за 6 месяцев 2011 года зарегистрировано всего одно заключение о проведении независимой оценки рисков, полученное индивидуальным предпринимателем Авиастроительного района города Казани.

Одна из причин такого положения вещей: до недавнего времени предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях штрафы на юридических и должностных лиц за выявленные нарушения требований пожарной безопасности и за невыполнение предписаний органов пожарного надзора (надзорной деятельности) были несоизмеримо малы (максимум до 20 тысяч рублей на юридическое лицо) по сравнению с теми затратами, которые необходимо было сделать собственнику имущества для решения актуальных вопросов обеспечения пожарной безопасности объекта (например, оборудованию помещений системами противопожарной автоматики, оповещения людей о пожаре, противодымной защиты и т.д.). Зачастую было легче оплатить наложенный штраф, чем привести объект в надлежащее противопожарное состояние и тем самым обеспечить безопасность находящихся там людей. К чему это может привести, мы уже все знаем.

Между тем 17 июня 2011 года введен в действие Федеральный закон от 3 июня 2011 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности», согласно которому штрафные санкции в отношении юридических и физических лиц увеличиваются в разы.

Так, согласно новой редакции части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3-8 статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на граждан – от 2 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 15 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 400 до 500 тысяч рублей.

Вместе с тем, согласно дополненной части 14 статьи 19.5 КоАП РФ, повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан – от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 15 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей.

Эти изменения в законодательстве позволяют надеяться, что собственники имущества, руководители объектов и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, наконец-то осознают всю возложенную на них ответственность и примут исчерпывающие меры для защиты людей от возможного пожара, - подвел итог ВрИО начальника отдела надзорной деятельности по г. Казани Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Ильдар Мустафин.


По материалам официального портала Мэрии Казани

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)