18 февраля 2011, 16:37
2
13 минут

За «круглым столом» обсуждались наболевшие проблемы по обеспечению безопасности республики: готовность к паводку, развитие системы 112 и пожарного добровольчества.

В очередной раз председатели исполкомов городов и районов республики в качестве председателей КЧС и ОПБ районов обсудили проблемы обеспечения безопасности населения и территории республики. В этот раз совещание прошло в рамках «круглого стола» под председательством первого вице-премьера Равиля Муратова  в одном из залов ТРК «Корстон». Основное внимание было уделено созданию в республике в каждом муниципалитете дежурно-диспетчерских служб «112», подготовке к паводку 2011 года, а также готовности к предстоящему весенне-летнему пожароопасному периоду и созданию добровольных пожарных формирований.

            О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб Республики Татарстан перед представителями муниципалитетов выступил министр по делам ГО и ЧС Республики Татарстан Рафис Хабибуллин. Как сказал глава чрезвычайного ведомства, «в нашей республике уже второй  год функционирует Система 112. Предполагается ее разграничение на две части. Это информационная составляющая, которыми будут являться дежурно-диспетчерские службы 112 и управляющая составляющая - это единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных районов. На сегодняшний день в оперативных службах 01, 02, 03, и ЕДДС установлено342 терминала из 480, через которые будет передаваться информация и осуществляться управление силами. Несколько подробно я остановлюсь на задачах, стоящих перед муниципальными районами по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы, которая является управляющей системой, или  органом повседневного управления. ЕДДС обеспечивает реагирование на чрезвычайные ситуации или происшествия, сопровождает и контролирует завершение реагирование на полученные вызовы и сообщения, фиксирует основные результаты. Так же ведется постоянный мониторинг и анализ складывающейся обстановки. В начальный период организации реагирования на чрезвычайные ситуации координирует деятельность сил и средств до момента передачи этой функции в оперативный штаб КЧС ПБ. Это система является реальным инструментом управления на вверенной вам территории».

На сегодняшний день в каждом муниципальном районе и городском округе принята нормативная база по созданию и функционированию ЕДДС. Организовано круглосуточное дежурство, но в основном ее диспетчера содержатся за счет средств Федеральной программы увеличения занятости населения. Это около 200 человек. МЧС предлагает разместить ЕДДС на базе существующих дежурно-диспетчерских службы «01» в пожарных частях. Сегодня в каждой пожарной части, в ее ДДС-01 имеется все необходимые средства связи, включая видеоконференцсвязь, посредством которой можно общаться круглосуточно со всей территорией России. Это значительно повышает оперативность и эффективность организации управления. Для нормального функционирования ЕДДС необходимы кадры, причем на штатной основе. Для этого нужна политическая воля, чтобы прописать в бюджетах муниципальных образований строку о финансировании расходов на их содержание, т.е на зарплату. При этом Министр по делам ГО и ЧС республики остановился на цифрах: «По нашим подсчетам зарплата должна составлять 7,6 тысяч рублей в месяц, с учетом пяти штатных единиц диспетчеров годовой фонд заработанной платы составит704тысячи рублей. Конечно, мы говорим об усредненных цифрах. В ряде районов, в зависимости от численности населения, количество диспетчеров будет колебаться от 5 до 15 штатных единиц (от одного до трех человек в смене), значит и фонд заработанной платы будет соответственно меняться. Обучение диспетчеров организовано в системе текущей профессиональной подготовки и на базе Учебно–методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и его 8 филиалах».

Создание Системы 112 и ЕДДС - это обязательное условие обеспечения безопасности предстоящей Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года. При этом, это обязательное требование законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан.

Также одной из важных задач, стоящих перед МЧС, Правительством республики и территориальной подсистемой РСЧС является создание и развитие добровольной пожарной охраны. «26 января текущего года Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона «О добровольной пожарной охране». Документ своевременный, и, на мой взгляд, будет являться определенным импульсом в развитии противопожарных сил в республике, - сказал в докладе Рафис Хабибуллин.

За последние годы количество добровольных пожарных дружин в республике сократилось практически в два раза - с 1100 до 602. На их вооружении стоят 349 пожарных автомобилей, а также 388 единиц техники, приспособленной для пожаротушения.

Несмотря на развитие республиканской противопожарной службы на сегодняшний день остается не прикрытой подразделениями пожарной охраны около 10% территории, на которой проживает 1,3% населения республики, то есть 681 населенный пункт, в котором в обязательном порядке должны быть подразделения ДПО. Это тот самый резерв, с помощью которого будет прикрыто 100% территории всей республики.

Рафис Хабибуллин отметил, что в рамках закона «О добровольной пожарной охране» необходимо прописать гарантии и льготы добровольцам. Надо привлечь инвесторов, сельхозпроизводителей для решения данного вопроса. Надо отработать схему, которая работала бы во всех населенных пунктах. В этой связи с особой просьбой считаем необходимым обратиться к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о проработке возможности различных форм поддержки сельхозпредприятий республики. Ведь их трудовые коллективы составят основную численность добровольной пожарной охраны республики.  Но и со стороны муниципальных образований должно быть осознание важности проблемы. Подводя итог своему выступлению, выражаю надежду, что со своей стороны муниципальные органы власти могут предложить немало полезного на своем уровне для стимулирования как ДПО, так и работающих там людей.

По прогнозам управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ этой весной ожидается половодье выше средних многолетних значений. Такие предположения Сергей Захаров сделал сегодня перед слушателями исходя из результатов наблюдений за запасами воды в снежном покрове, за увлажненностью  почвы и синоптической ситуацией. Как сказал руководитель Гидромета, высота снежного покрова достигает сейчас 67 см, что соответствует 223% от средних многолетних значений. Самый глубокий снег - 99 см - в Лаишевском районе. Также много снега выпало в Закамье и Прикамье. Запасы воды в снеге составляют 218% от нормы и 247% по отношению к показателям прошлого года. Этой зимой глубина промерзания почвы составляет не более 70 см, что меньше нормы примерно на 60%. В районах Предволжья почва промерзла всего на 25 см. На маловодности наших речушек  сказалось засушливое и жаркое лето. Водность многих водотоков составляем всего 20-63% от средних многолетних значений. Толщина ледяного покрова на реках по состоянию на 15 февраля – 27-60 см, на водохранилищах – 35-60 см. Ниже в этом году и уровень воды в Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах, всего 48-97 м, это на 13 см ниже уровня прошлого года. То есть в этом году может повториться весна 1979 года с бурным паводком, когда водой были снесены мостовые переходы и затоплены многие населенные пункты.

Придерживаясь прогнозов метеорологов, в полную силу готовится к весеннему половодью и МЧС республики. По объемам проведения превентивных мероприятий выступил перед участниками заседания заместитель министра по делам ГО и ЧС РТ Николай Суржко.  Он сказал, что на сумму 47 млн. 144 тысячи рублей выполнен ремонт гидротехнических сооружений, свыше 39 млн. рублей затрачены на углубление, очистку русел рек и берегоукрепительные работы, также 86 млн. 16 тысяч рублей потрачено на ремонт и установку водопропускных труб. «В республике наметилась определенная тенденция к снижению объемов проведения противопаводковых работ. Кроме того, анализ хода прохождения весеннего паводка на территории республики за последние годы свидетельствует, что в большинстве муниципальных образований республики уделяется недостаточное внимание подготовительным мероприятиям», - отметил далее заместитель министра.

В целях повышения уровня готовности муниципальных образований республики к паводку, начиная с нынешнего года, в республике вводится процедура паспортизации опасных природных явлений. В данном документе будет представлена вся исчерпывающая информация по готовности района к паводку. 

Основными разделами паспорта готовности района к паводку являются: оценка рисков затопления района с учетов всех населенных пунктов, подверженных подтоплению; схемы паводкоопасных участков в районе; характеристики зон подтопления при различных вариантах развития паводковой ситуации (нормальном, среднем и максимальном уровнях подтоплений); информация по затороопасным участкам малых рек; сведения по скотомогильникам и биотермическим ямам; расчет сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС.

Данный паспорт должен быть утвержден главой района, согласован со всеми территориальными подсистемами РСЧС и представлен в МЧС Республики Татарстан.

«Дело это нужное, а учитывая, что в республике от негативного воздействия талых вод страдают почти все районы, думаю, что наличие в районе единого документа, в котором будут прописаны состав сил и средств служб района, порядок их привлечения, позволит нам добиться максимальной готовности республики к паводку, -подчеркнул далее Николай Суржко.

Ежегодно сотрудниками МЧС проводится проверка готовности гидротехнических сооружений. В части проверки ГТС основной упор должен быть сделан на вопрос готовности ливневой канализации к приему талых вод. Учитывая, что в республике не все дороги оснащены системами ливневой канализации, МЧС предлагает рассмотреть возможность строительства простых дренажных сооружений (водотоков) и каналов, которые позволяют зарегулировать стоки талых вод. Данные работы не несут серьезной финансовой нагрузки и к их строительству можно привлекать местное население.

От того, насколько готова ливнёвка города к приему талых вод будет зависеть безаварийная эксплуатация  дорог и мостовых переходов.

В нынешнем году в ряде районов республики отмечены негативные факты сваливания снега в подмостовые пространства, что может стать основной причиной образования заторов около мостов. Кроме того, существующие снежные навалы на обочинах дорог будут способствовать подтоплению автодорог, расположенных в низинах, а, учитывая недостаточную очистку водопропускных труб в летне-осенний период, можно прогнозировать подтопления автодорог в Буинском, Дрожжановском, Мамадышском, Елабужском, Актанышском, Азнакаевском, Высокогорском районах.

Учитывая высокие влагозапасы в снеге и небольшую глубину промерзания, специалисты республики констатируют возрастание риска просадки грунтов и проявления оползневых процессов, что может стать причиной деформации фундаментов зданий и сооружений. При этом, в первую очередь могут пострадать здания, которые находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии.

В этой связи особое внимание при проверках должно быть уделено вопросам обеспечения безопасной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Учитывая возможные просадки и смещения грунтов в паводковый период можно говорить о фактах повреждения трубопроводного транспорта в местах перехода через водные объекты. Паводки прошлых лет показали, что на территории республики имеются участки магистральных трубопроводов, где на переходах через малые речки и овраги происходит их размыв и оголение.

В этой связи МЧС рекомендует в период прохождения активной фазы паводка собственникам магистральных трубопроводов осуществлять воздушное патрулирование трасс трубопроводов, а надзорным органам особенно тщательно проводить проверки.

При наихудшем сценарии развития весеннего половодья в зону подтопления могут попасть 235 населенных пунктов, в которых проживает 18 806 человек, 60 объектов социальной сферы, 39 объектов сельхозназначения и один потенциально опасный объект.




Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)