5 января 2011, 10:08
38
6 минут

Есть одна у летчика мечта – высота, высота…

15 ноября исполнилось три года с момента, когда в Татарстане создан форпост авиации МЧС России. Ежедневно на боевое дежурство на вертолете Ми-8МТВ авиации МЧС России заступают пять человек татарстанской авиагруппы: командир экипажа, второй пилот, бортмеханик и два инженера-техника. В 2008 году авиазвено Татарстана пополнилось еще одним асом-летчиком 2 класса Валерием Шагиевым.

Валерий перевелся в эскадрилью МЧС Татарстана из Дальневосточного регионального центра не случайно - в Казани прошли его школьные годы. А на Дальнем Востоке в качестве командира вертолетного звена служил его отец. Валерий родился и вырос под шум пропеллеров и рев авиадвигателей, доносившихся с аэродрома. А когда в 1979 году отец Валеры уволился из Вооруженных Сил, семья переехала из Хабаровска в Казань. И в первый класс будущий авиатор пошел в одну из казанских школ. В 1988 году, после окончания 10 класса, Валера поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище. Со второго курса молодые летчики начали летать по 50 часов на учебном вертолете МИ-2. Азам летного дела их учили летчики–инструкторы Андрей Владимирович Гришков и Сергей Николаевич Забашта.

В 1995 году начались боевые действия в Чеченской Республике. Шагиева в составе авиазвена вертолета направили в Буденновск. В течение 2 месяцев летчики выполняли различные боевые задания. За боевые заслуги Валерий Шагиев был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Вторую награду - Орден Мужества - Шагиеву вручили в 2001 году по возвращении также из Чечни.

- Сопровождали транспортные вертолеты с грузами, ранеными, прикрывали военные колонны. В случае нападения боевиков открывали огонь с воздуха. Наш вертолет МИ-24 был оснащен управляемым и неуправляемым ракетным вооружением и авиационной пушкой калибра 30 мм. Проводили поисково-разведывательные действия, прикрывали наших десантников с воздуха, наносили удары по цели ракетным вооружением. Защищали границу с Грузией, не допускали перехода боевиков в Россию, - вспоминает Валерий.

С 2003 года перевелся во Владимирскую эскадрилью авиации МЧС России, затем в 2005 году начал летать в авиазвене Дальневосточного регионального центра МЧС в качестве начальника службы безопасности полетов отдела авиации ДВРЦ. Дальний Восток - суровый край. Бессонные ночи в поисках пропавших рыбаков, участие в показательных учениях, вылеты на ДТП, эвакуация жителей во время половодья - все пришлось отработать уже бывалому асу Валерию Шагиеву.

В 2008 году Шагиев уволился с военной службы в звании подполковника, переехал из Хабаровска в Казань. В ноябре того же года он пополнил ряды летного состава вертолета МИ-8 авиазвена МЧС в Татарстане. Командир воздушного судна - Сергей Логачев, бортмеханики – Роман Урванцев и Дмитрий Бочков. Летчики всегда вылетают на задание со спокойным сердцем и с полной уверенностью за свою «вертушку». Ведь за исправность вертолета МИ-8 отвечает высокопрофессиональная инженерно-техническая группа во главе со старшим инженером Алексеем Саховским.

В пожароопасное лето 2010 года более трехсот часов налетали татарстанские летчики не только на территории республики, но и за ее пределами. С 28 июня тушили лесные пожары в Марийской Республике, в Мордовии, в Нижегородской и Ульяновской областях, на Северном Урале. За три дня на усмирение огня в Марий Эл было сброшено около 350 тонн воды, которую вертолетчики забирали с Волги. Уже на следующий день – 2 июля - следует командировка в Нижегородскую область. С двухдневным перерывом наш экипаж отработал в зоне пожаров шесть дней. Бывало, тушили один пожар несколько дней. В основном сталкивались с трудностями по забору воды. Из мелких водоемов, заросших высокими деревьями, нашим водосливным устройством трудно было забрать воду. Осложняли тушение также жара, сильная задымленность и большие площади верховых пожаров. К примеру, в Ульяновской области в условиях сильной задымленности была и сложная воздушная обстановка. Наряду с вертолетом пожар с воздуха тушили еще самолет ИЛ-76 и самолет-амфибия БЕ-200». Только настоящим асам удавалось избегать аварийной ситуации в воздухе.

- В Ульяновскую область мы вылетели вечером 20 сентября. Уже через час по прибытии опять подъем в воздух. Возле населенного пункта Рокотушка горел лес. За водой летали за несколько километров на озеро около деревни Комаровка и речку Сызранка. Из-за сильного ветра низовой пожар перешел на верхушки деревьев. Мы заливали огонь сверху, а местное население опахивало деревню вокруг. В первую ночь слили 4 тонны воды, - вспоминает Шагиев. - Отдыхать нашему экипажу, в составе командира воздушного судна Мансура Багаутдинова, пилота Валерия Шагиева, бортмеханика Дмитрия Бочкова, старшего инженера Алексея Саховского и инженера Сергея Комолова, не пришлось вовсе.

В тот же день, 22 сентября, летчики отправились тушить пожары в соседнюю Самарскую область в район Сызрани, где они еще два дня заливали тоннами воды неугомонные лесные пожары. За проявленное мужество, смелость и отвагу во время тушения лесных пожаров татарстанские летчики представлены к государственным наградам Российской Федерации.

Большую поддержку нашей авиации оказывает Правительство республики, Главное управление МЧС РФ по РТ и лично начальник Рафис Хабибуллин – это оборудованные компьютерной техникой рабочие места летчиков и обеспечение их связью и топливом для вертолета. С 1 октября 2008 года татарстанские вертолетчики переехали на новую авиабазу в поселок Столбище Лаишевского района. Там в отремонтированном здании пожарной части им выделили 3 комнаты для отдыха и оперативного дежурства. А в Международном аэропорту «Казань» остался лишь технический «домик» для хранения вертолета и технического оборудования.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)