24 сентября 2010, 15:58
7
27 минут

Ильдар Халиков: «Из пожароопасной ситуации, которая возникла летом, необходимо делать выводы!»

Подведению итогов работы в условиях чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Республики Татарстан в летний период 2010 года было посвящено заседание Президиума Кабинета Министров Республики Татарстан, которое прошло сегодня в режиме видеоконференции под председательством Премьер-министра Республики Татарстан Ильдара Халикова.

На заседании присутствовали члены Президиума Правительства РТ, руководители министерств и ведомств республики, в режиме видеоконференцсвязи на местах были подключены главы городских округов и муниципальных районов, председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городов и районов.

 - Президентом Республики Татарстан нам поручено еще раз внимательно заслушать тех руководителей, которые были ответственными во время действия режима чрезвычайной ситуации летом 2010 года, - открыл работу заседания Ильдар Халиков. – Наша задача внимательно изучить накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, чтобы внеси определенные коррективы в нашей работе на последующие годы.

Мы столкнулись с тем, что существуют достаточно серьезные несовершенства законодательства, - продолжил глава правительства РТ. - Ряд изменений в законах РФ сказались на общей ситуации не лучшим образом. Поэтому тщательный анализ ситуации позволит нам выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации.

Республике Татарстан было бы значительно сложнее пройти этот период, если бы не большая подготовительная работа, проведенная Президентом и Правительством Татарстана за предыдущие годы, а особенно в прошлом году, когда были закуплены пожарные автомобили КАМАЗ и АРС-14. Стоит отметить также создание специальных подразделений на местах, которые занимались выявлением и упреждением пожаров на ранней стадии возгорания. Статистки показывает, что количество суточных возгораний в республике и других регионах Поволжья фиксировалось практически равнозначно, однако нам удалось избежать масштабных лесных пожаров, - сообщил Ильдар Халиков.

Далее с докладом «Об итогах работы в условиях чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Республики Татарстан в летний период 2010 года» выступил начальник Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Рафис Хабибуллин.

 - Прошедший весенне-летний период принес немало хлопот и волнений в вопросах обеспечения безопасности населения и территории республики, - начал доклад Рафис Хабибуллин. - Последствия во многих сферах жизни республики будут сказываться еще не один год. Высокие температуры и отсутствие осадков привели к развитию засухи на всей территории республики и возникновению лесных и торфяных пожаров.

Было важно грамотно задействовать систему противодействия стихии, просчитать и предусмотреть все возможные ситуации. В этих условиях Татарстанская подсистема Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций неоднократно доказывала свою состоятельность и профессиональную пригодность.

С конца апреля текущего года и по настоящее время подразделения противопожарной службы более 2 тысяч раз выезжали на тушение пожаров и около 6 тысяч раз на тушение сухой травы, мусора и прочие загорания. При этом на все это тратятся большие материальные и финансовые средства, расходуется моторесурс.

Основная причина загораний – несоблюдение в муниципальных образованиях правил пожарной безопасности. Это несанкционированное сжигание сухой травы, стерни и мусора, просто захламленность территории. Это происходит не случайно, везде присутствует пресловутый человеческий фактор.

Всего в весенне-летний период по причине перехода огня с травы и мусора на различные объекты произошло 322пожара, на которых погибли 2 человека. Прямой материальный ущерб составил почти 10,5 (десять с половиной) миллионов рублей.

По размеру материальных потерь – это, прежде всего, Верхнеуслонский район, далее идут г.Казань, Пестречинский, Мамадышский, Заинский, Чистопольский, Тетюшский, Спасский, Буинский, Кукморский муниципальный районы.

 По количеству пожаров от возгорания травы лидируют Зеленодольский (55 пожаров), Лаишевский (23), Верхнеуслонский (16), Чистопольский (13), Пестречинский (13), Елабужский (12), Нижнекамский (12), Тукаевский (11), Высокогорский (9) и Алькеевский (6) муниципальные районы и г. Казань (89).

Отмечены случаи пожаров в жилом секторе по причине переброса огня на строения от горевшей сухой травы. По данным учетной статистики сгорело 13 жилых домов. В результате 41 житель остался без крова над головой в Спасском, Зеленодольском, Елабужском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Лаишевском муниципальных районах. А в Чистопольском районе одна из пострадавших жителей погибла при пожаре. Кроме того, сгорели 6 домов, используемых как дачи. Для возмещения ущерба пострадавшим гражданам потребуется более 40 с половиной миллионов рублей.

Как позитивный момент: благодаря принимаемым мерам не было допущено распространение огня с лесных массивов на жилые здания и пострадавших от лесных пожаров в республике не зарегистрировано. Тем не менее, в текущем году были зарегистрированы 98 лесных пожаров на площади 166гектара, что более, чем в 2 раза превышает аналогичные показатели прошлого года. Произошло 26торфяных пожаров.

Наибольшее количество возгораний в лесах произошло в Лаишевском – 16, Мамадышском – 15, Агрызском – 15, Высокогорском – 11, Рыбно-Слободском – 7, Спасском – 6, Елабужском – 6,

В 23 муниципальных районах пожаров в лесу не было. Например, в Балтасинском, Сабинском, Нурлатском, Кайбицком, Арском, Апастовском и других.

Приведу два примера прямо противоположного отношения руководства муниципальных районов к огненному бедствию. Опаснейший пожар возник 10 мая 2010 г. в Высокогорском муниципальном районе в непосредственной близости от подстанции «Киндери – 500».

Огонь удалось остановить за 10 метров до этого объекта. Последствия были бы просто страшные, вплоть до межрегиональной ЧС. Пришлось бы отключить половину территории Казани, предприятия, в том числе «КазаньОргсинтез», Республику Марий Эл. Там был заместитель премьер-министра РТ – министр энергетики республики Фардиев Ильшат Шаехович. Но никого из должностных лиц Высокогорского муниципального района на месте пожара не было. Это недопустимо. Ведь это их подведомственная территория.

И другой случай - пожар в Лаишевском муниципальном районе 31 июля 2010г.Лесной пожар на 7 (семи) гектарах. Порывистый ветер, быстрое распространение огня. Угроза была, прежде всего, деревне Пиголи и другим населенным пунктам. Там, на месте, были практически все должностные лица – глава и руководитель исполкома района, представители лесничества, представители Северо-западных магистральных нефтепроводов. Руководство поселения и население встречали пожарную технику. В результате слаженного взаимодействия огонь удалось остановить. Как говорится, факты говорят сами за себя.

 Яркий индикатор отношения органов местного самоуправления к проблеме защиты жизни и крова людей - это состояние пожарной безопасности населенных пунктов, расположенных в лесных массивах или в непосредственной близости от них. Положительная динамика в этом вопросе есть. Но в Рыбнослободском, Зеленодольском, Тукаевском, Менделеевском муниципальных районах и Казани есть населенных пункты (их 12), не обеспеченных минерализованными полосами. А вопрос уже стоит об их обновлении перед следующим весенне-летним периодом.

По обеспечению населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения. Данный вопрос не решен окончательно в Высокогорском, Кайбицком, Лаишевском, Менделеевском и Ютазинском муниципальных районах.

По-прежнему более половины, а это 106 населенных пунктов (55,2%), не обеспечены пожарными мотопомпами.

Наиболее актуальна данная проблема в Бугульминском районе, Зеленодольском, Ютазинском муниципальных районах.

Не удовлетворительно решается вопрос по оснащению населенных пунктов системами звуковой сигнализации. До настоящего времени данными системами не оснащено 57 населенных пунктов, а это 19,5% от общего количества населенных пунктов в Аксубаевском, Буинском, Зеленодольском, Менделеевском, Нижнекамском, Нурлатском, Пестречинском, Рыбнослободском, Спасском, Чистопольском, Ютазинском муниципальных районах и г. Казани. В сложной обстановке 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан, КЧС ПБ Республики Татарстан был разработан и реализован дополнительный комплекс организационных и практических мероприятий, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера и снижение тяжести их последствий.

В преддверии пожароопасного периода заблаговременно разработана нормативная правовая база.

Принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.04.2010г. № 236 «О мерах по охране лесов от пожаров в 2010 г.».

 Учитывая сложность складывающейся ситуации, дополнительно изданы распоряжения, направленные на ограничение выезда и нахождения граждан в лесных массивах (В частности распоряжением от 05.07.2010 года № 1019-р установлен особый противопожарной режим на территории сельских поселений и лесов Республики Татарстан и распоряжение от 05.08.2010 года № 1270-р, которым продлен данный режим). Утвержден план совместный мероприятий между МЧС Республики Татарстан, МВД по Республике Татарстан и Министерством лесного хозяйства по обеспечению совместных действий по пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах и выявления виновных лиц в возникновении лесных пожаров. Подписан также приказ руководителя гражданской обороны Республики Татарстан «О привлечении сил ГО к обеспечению пожарной безопасности на территории Республики Татарстан».

Координирущим центром всей работы по борьбе с лесными и торфяными пожарами стала республиканская Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных сиуаций и обеспечению пожарной безопасности. Только за июль и август текущего года проведено 12 внеочередных заседаний, принято 21 решение по вопросам пожарной безопасности. Все заседания проводились в режиме видеоконференцсвязи, что позволило максимально оперативно и своевременно обмениваться информацией, принимать управленческие решения, доводить их до исполнителей и контролировать исполнение.

Большое внимание было уделено созданию группировки сил и средств предназначенной для борьбы с лесными пожарами, в ее состав вошли 8870человек и 3246 единиц техники основных министерств, ведомств и ведущих организаций и предприятий. Основу группировки составили подразделения Федеральной противопожарной службы. За счет перехода на двухсменный режим работы и введения в строй резервной техники в два раза увеличилась численность суточной смены, составила более 2 тыс. человек и в полтора раза численность техники, более 600 единиц.

Активное участие в тушении лесных и торфяных пожаров принимала недавно созданная республиканская Противопожарная служба. На вооружении Противопожарной службы республики стоят приобретенные в 2009 году у Министерства обороны России 150 единиц авторазливочных станций на шасси ЗИЛ-131. Они были переоборудованы в пожарные автомобили. Данное решение полностью подтвердило свою правильность.

В пожароопасный период в муниципальных районах было создано 140 временных постов. В их составе были сотрудники противопожарных подразделений и органов внутренних дел. Патрулирование осуществлялось в местах граждан в лесных массивах, а также участков дорог в местах наиболее вероятного возгорания сухой травы. Их усилиями выявлено и ликвидировано на начальной стадии более 40 пожаров.

В сельских населенных пунктах созданы 1117патрульных групп численностью 2467 человек из числа сотрудников органов внутренних дел, жилищно-коммунальных предприятий, должностных лиц и граждан сельских поселений, членов Добровольной пожарной охраны. Ими предотвращено более 658загораний сухой травы вблизи жилых строений.

 Главами муниципальных образований и руководителями сельских поселений было организовано проведение превентивных мер, направленных на профилактику пожаров в населенных пунктах республики в пожароопасный период. В населенных пунктах проведено оборудование системами оповещения населения на случай пожара, очистка от сухой травы и мусора, выполнено более 6 тысяч км минерализованных полос. Дополнительно создано 12добровольных пожарных формирований с круглосуточным дежурством.

В результате совместной работы руководства городских округов, муниципальных районов, сельских поселений, начальников гарнизонов пожарной охраны, территориальных подразделений Управления Государственного пожарного надзора летом 2010 года было проведено оборудование устройствами для забора воды пожарной техникой всех водонапорных башен, устройство 166 площадок (пирсов) для установки пожарной техники возле естественных источников водоснабжения, ремонт 620 пожарных гидрантов, создание 260 искусственных источников наружного противопожарного водоснабжения (запруды, водоемы), обеспечение наружным противопожарным водоснабжением 62 населенных пунктов и 28 населенных пунктов пожарными мотопомпами.

С начала весенне-летнего пожароопасного периода территориальными подразделениями управления Государственного пожарного надзора проведено более 2500 профилактических проверок и мероприятий по надзору населенных пунктов и объектов, расположенных в сельской местности, при этом первоочередное внимание уделялось объектам и населенным пунктам, расположенным в лесных массивах и непосредственной близости от них.

Приняты меры по обесточиванию на летний период энергоснабжения животноводческих комплексов.

Применяются меры, предусмотренные уголовным и административным кодексами за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем. Возбуждено 446 дел об административных правонарушениях и 12 уголовных дел.

С начала весенне-летнего периода за имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности сотрудниками Государственного противопожарного надзора привлечено 202 юридических лица, 269 руководителей сельских поселений, 1496 должностных лиц и 1158 граждан на общую сумму 5 млн. 369 тыс. рублей.

Силами подразделений пожарной охраны с начала года обследовано более 203 тысяч частных домовладений, из них: 4668 мест проживания неблагополучных граждан, 2976 мест проживания неблагополучных многодетных семей, 7942 места проживания одиноких престарелых граждан.

Учитывая, что успех в тушении природных пожаров в большей мере определяется своевременностью обнаружения его источников, активно использовалась авиация для мониторинга текущей обстановки, в том числе вертолеты авиазвена ФГУАП МЧС Росси, авиационного отряда специального назначения МВД по Республике Татарстан, ОАО «Ак Барс АЭРО», самолет Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.

В качестве эксперимента для воздушной разведки применялись дельтолеты Объединенной Федерации сверхлегкой авиации по Республике Татарстан. Они показали свою эффективность и по соображениям экономической целесообразности и по оперативности обнаружения очагов возгорания. Всего авиация провела 329 вылетов на тушение пожаров и мониторинг обстановки, в том числе 110 – дельтолеты. Выявлено 115 очагов возгорания, 35 обнаружено дельтолетами. Кроме того, командиры воздушных судов, базирующихся в республике, были так же ориентированы на ведение попутной воздушной разведки в отношении природных пожаров. Вся информация по воздушной разведке передавалась в ЦУКС для принятия решения на применение сил и средств.

Для стабилизации обстановки с лесными и торфяными пожарами Кабинетом Министров и КЧС ПБ Республики Татарстан применялись нестандартные формы и методы работы. Так по инициативе руководства Республики Татарстан и с разрешения Министерства обороны России были проведены учебные сборы 439 отдельного мотострелкового батальона местной обороны. Для этого призваны 449 граждан, пребывающих в запасе. Эти силы привлекались для патрулирования лесных массивов, тушения пожаров и выполнения превентивных мероприятий. Согласно приказу Руководителя Гражданской обороны, о котором я говорил выше, приведены в готовность 1026 нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны общей численностью 9,4 тысяч человек. Их силами организовано 489патрулей. Выполнен большой объем практических работ по профилактике и тушению торфяных пожаров.

В рамках решений КЧС и ПБ Республики Татарстан Фондом газификации проведен монтаж трубопроводов из полиэтиленовых труб общей длиной 11200 метров для заливки торфяников. Таким образом удалось ликвидировать очаги возгорания на торфяниках в Актанышском, Арском, Агрызском, Высокогорском, Лаишевском, Нурлатском, Рыбнослободском и Сармановском муниципальных районах. В других районах для тушения торфяников применялась автомобильная техника для подвоза воды или прокладывались магистральные линии. Примененные нами новации и технологии по предупреждению и тушению лесных и торфяных пожаров, будут совершенствоваться и развиваться. Благодаря своевременно принятым мерам удалось не допустить осложнения обстановки, и развитие ее в чрезвычайную ситуацию.

Учитывая, что источник возникновения природных пожаров, как правило, является человеческий фактор, проводилась широкомасштабная профилактическая работа с населением с использованием электронных и печатных средств массовой информации, а также информационных центров ОКСИОН.

За текущий период проведено 219 выступлений на радио, 131 – по телевидению, опубликовано 188 профилактических статей и заметок в печатных средствах массовой информации.

Еще один положительный момент я хотел бы отразить в своем докладе. Благодаря настойчивости председателя КЧС ПБ Равиля Фатыховича Муратова удалось практически полностью восстановить работоспособность источников противопожарного водоснабжения. Это устройства для забора воды пожарной техникой из водонапорных башен, площадки (пирсы) для пожарной техники возле естественных источников водоснабжения, ремонт пожарных гидрантов. Работа по поддержанию в исправности источников противопожарного водоснабжения должна вестись постоянно.

Благодаря скоординированным действиям органов исполнительной власти всех уровней и умелым действиям пожарно-спасательных подразделений, сотрудников органов внутренних дел МВД по Республике Татарстан, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан минувшим летом обстановку удалось удержать под контролем.

Не было в республике крупных лесных пожаров площадью свыше 25 га и их перехода на жилые строения и объекты экономики. Но самое главное, не допущено при этом гибели людей.

Тем не менее, прошедший весенне-летний сезон выявил ряд следующих серьезных системных проблем:

1. Важнейшим элементом в построении многоуровневой системы защиты территории республики от пожаров является противопожарная служба Республики Татарстан. Предусматривается ее построение в 3 этапа в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан и Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан. Общее количество пожарных постов и частей должно составить 98 при численности личного состава 1150 человек. Планы первого этапа в 2009 году выполнены.

В 2010 году на втором этапе реально есть 87 постов (при плане 82) и личный состав 800 человек. То есть по количеству постов и частей планы мы даже перевыполнили, а вот по личному составу из-за уменьшения финансирования испытываем дефицит кадров. Есть даже семь постов, где дежурит по одному человеку, который является и начальником поста, и водителем пожарного автомобиля, и инспектор по профилактике пожаров. Причина в недостаточном финансировании. В 2010 году выделены денежные средства на 100 человек. На 2011 год планируется финансирование в объеме 19 миллионов 553,5 тысяч рублей на введение еще 100человек. Для обеспечения готовности создаваемых подразделений на приемлемом уровне и с учетом сложившихся экономического положения прошу Вас поддержать предложение о введении в 2011 году 300единиц личного состава. Это потребует бюджетных расходов в размере 58 миллионов 660,5 тысяч рублей.

2. Необходимо создание как минимум двух зональных опорных пунктов пожаротушения в городах Казань и Н. Челны. В их состав ввести специальную технику повышенной проходимости, насосные станции и рукавные хода с техническими характеристиками подачи воды на расстояние не менее 2-х км. Обеспечить автономность работы подразделений опорных пунктов до 10 суток, при тушении техногенных или природных пожаров, создавая соответствующие запасы ГСМ, обмундирования и продовольствия.

3.Недостаточная защищенность населенных пунктов, которые находятся в зоне или вблизи зоны возможных лесных пожаров. У нас таких населенных пунктов 192. Необходимо проведение превентивных мер и в первую очередь на уровне муниципальных образований – это устройство и обновление минерализованных полос, поддержание в исправном состоянии источников противопожарного водоснабжения, выполнение комплекса первичных противопожарных мер. При этом вопросы загорания сухой травы и мусора в весенний период остаются проблемными для всех населенных пунктов республики.

4. В муниципальных районах практически не проводят профилактику торфяных пожаров, обводнение торфяников, постоянный мониторинг их состояния. Занимаются торфяниками только в случае его возгорания.

5. Необходимо пересмотреть номенклатуру и объемы запасов материальных ресурсов как республиканского, так и муниципального уровней. Как показала практика, при ликвидации лесных пожаров одномоментно требуется значительное количество шанцевого инструмента, простейших средств защиты органов дыхания (маски, респираторы и т.д.), ранцевые огнетушители, мобильные насосные станции, полиэтиленовые трубы, пожарные рукава и т.д.

6.Не отработан механизм материально-технического обеспечения сил и средств, привлекаемых для тушения природных пожаров (питание и проживание личного состава, заправка ГСМ техники и т.д.).

7. Высокий процент изношенности парка специальной и приспособленной для тушения пожаров техники. Только за июль и август текущего года при тушении лесных и торфяных пожаров вышло из строя 17единиц специальной техники противопожарной службы. Требуется проведения среднего и капитального ремонта. Необходимо систематическое обновление парка специальной техники, что позволит поддерживать боеготовность подразделений противопожарной службы на приемлемом уровне.

8. Нет тяжелой инженерной техники и средств ее доставки используемой по принципу двойного назначения, т.е. она используется по прямому назначению в какой либо организации, а в случае лесного или торфяного пожара выдвигается на его тушение без какой либо предварительной договоренности.

9. Необходимость развития государственной системы страхования сельхозпроизводителей и собственников жилья.

Также по данному вопросу подготовлен проект постановления: «Об итогах проведения пожароопасного периода 2010 года», - завершил свой доклад начальник Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Рафис Хабибуллин.

С докладами на совещании также выступили: министр лесного хозяйства Республики Татарстан Наиль Магдеев, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Марат Ахметов.

Министр лесного хозяйства РТ Наиль Магдеев озвучил вопросы, которые требуют незамедлительного решения. В частности, выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Лесной кодекс РФ и разработать соответствующую нормативно-правовую базу, которая приравняет лесничих к статусу государственных служащий. По словам главы минлесхоза РТ, после выхода в свет нового лесного кодекса из 1974 лесников, которые работали ранее, сейчас осталось всего 24. Кроме того, Наиль Магдеев предложил провести обучение работников пожарно-химических станций в учебном центре МЧС РТ. Минлесхозу необходимо также дооснащение пожарно-химических станций, а сотрудники нуждаются в дополнительных мотопомпах и ранцевых огнетушителях.

Подводя итоги заседания Президиума Кабинета Министров Республики Татарстан, глава республиканского правительства Ильдар Халиков высоко оценил эффективную работу республиканских министерств и ведомств, а также слаженные усилия глав муниципальных образований в предотвращении разгула природной стихии на территории Республики Татарстан.

«Нам необходимо теперь принять усилия по защите от потенциальных лесных пожаров населенных пунктов и стратегических объектов, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов. Сейчас нужно заняться созданием 100-метровой санитарной зоны, которая позволит предотвратить проникновение загораний из леса в населенные пункты и наоборот», - сообщил Ильдар Халиков.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)