17 сентября 2010, 15:15
16
13 минут

Школьники Татарстана на практике учатся действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. В Зеленодольском районе завершились республиканские соревнования «Школа Безопасности»

По результатам трехдневных соревнований первое место заняла команда из Балтасинского муниципального района, на втором месте команда школы №89 города Казани. Замкнули призовую тройку ребята из Зеленодольского муниципального района.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях - одна из основных задач МЧС России. Особенно важно научить этому детей, которые всегда остаются самой уязвимой частью общества. Особенно эффективно такое обучение проходит в рамках школьного курса “Основы безопасности жизнедеятельности”. А в рамках Всероссийского общественного детско-юношеского движения «Школа безопасности» можно на практике закрепить знания по курсу «ОБЖ», обучить учащуюся молодежь действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и навыкам оказания помощи пострадавшим. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой России 14 апреля 1995 года, в России создано Всероссийское детско-юношеское  общественное движение «Школа безопасности», которое является общественной, неполитической, добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией. Оно проявляет и реализует социальную инициативу, удовлетворяет потребности в  общении и социально значимой  деятельности, содействует решению на  государственном уровне проблем безопасности и  спасения учащейся молодежи России в неблагоприятных условиях воздействия вредных опасных факторов природного, техногенного, социально-экономического, криминогенного и медико-биологического характера, развивает социальное творчество, личный социальный опыт детей, подростков и молодежи.

Движение призвано сформировать у его участников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, практические навыки, умение действовать в чрезвычайных ситуациях, содействовать гражданско-патриотическому формированию взглядов в отношении экологии, положительного отношения к  здоровому образу жизни, совершенствованию  морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.

Движение «Школа безопасности» входит в систему дополнительного образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее -ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях республики. Закрепление теоретических знаний и практических навыков детей и подростков в выполнении набора специальных заданий, предусмотренных курсом ОБЖ,  осуществляется в ходе проведения слетов-соревнований «Школа безопасности» на местном,  республиканском, региональном  и всероссийском уровнях.

Уровень практической подготовленности учащихся по действиям в экстремальных ситуациях проверяется в ходе проведения соревнований «Школа безопасности». Соревнования «Школа безопасности» проводятся с целью формирования у учащихся образовательных учреждений сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствования морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.

В ходе проведения соревнований учащихся «Школа безопасности» решаются задачи:

пропаганды и популяризации среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;

проверки уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

пропаганды Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

Отрадно отметить, что соревнования “Школа безопасности” традиционно проходят при финансовой поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан.

Научить, как с честью выйти из трудного положения, как вести себя в экстремальной ситуации, как уберечь себя и помочь другим – такими являются основные цели соревнований. В соревнованиях принимали участие лучшие команды общеобразовательных учреждений республики. В каждой команде - 10 ребят от 13 до 16 лет. Все они имеют опыт ориентирования на местности, обладают навыками туристской подготовки, оказания первой медицинской помощи, умеют плавать. Но самое главное - морально и физически готовы к любым испытаниям. Команды имеют при себе обязательное групповое и личное снаряжение, необходимое для размещения в полевых условиях, самостоятельного приготовления пищи на костре, участия в соревнованиях и конкурсах, иметь при себе единую форму одежды (в том числе спортивную), свой флаг, эмблему, другие знаки отличия.

Программа предусматривала следующие виды соревнований и конкурсов: короткая дистанция – «Полоса препятствий»; дистанция – «Поисково-спасательные работы»; длинная дистанция – «Маршрут выживания» (в форме кросс-похода.); организация быта в полевых условиях; конкурсная программа.

В программы видов «Маршрут выживания», «Поисково-спасательные работы» возможно включение сюрпризов – неожиданных ситуаций, о которых участники соревнований узнают либо перед стартом, либо на марше.

В первый день прошла короткая дистанция «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ». Участвовали команды из 5 человек (3 юноши и 2 девушки). Победитель определяется по наименьшей сумме времени прохождения и штрафных баллов, переведенных во время из расчета 1 балл = 30 сек.

На короткой дистанции “ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ” было необходимо переправиться на другой берег, используя качающиеся перекладины, а также двигаясь по подвесному бревну, не касаясь земли. Этап начинался с движения по узкому лазу. Особенно эффектно смотрелись переправа способом “Бабочка” - пройти по нижней веревке, держась за верхнюю. или “Паутина” - преодолеть препятствие по натянутым горизонтально, вертикально или наклонно веревкам. Не обошлось и без традиционно альпинистских этапов: переправа по горизонтальной веревке с помощью рук, не нагружая судейскую страховку.

Далее прошел этап «Поисково-спасательные работы» Участники работали на дистанции самостоятельно, без представителя команды. На дистанции предполагается использование командой для выполнения поставленных задач следующих видов ориентирования: движение по «легенде»; в заданном направлении; по маркированной трассе. Началась дистанция с определения местонахождения радиоактивного источника. Далее - преодоление зоны заражения: Команда готовит к работе прибор радиационной разведки и проводит поиск радиоактивного источника в заданном коридоре. После нахождения и обозначения источника команда надевает средства защиты и преодолевает зараженный участок, после чего снимает с себя средства защиты. Оценивались действия в районе аварии с утечкой аварийных химически опасных веществ (АХОВ): После получения судейской информации об угрозе поражения АХОВ и времени подхода облака зараженного воздуха, команда оценивает обстановку и, используя подручные средства защиты органов дыхания, выходит из зоны заражения.

На этапе оказания доврачебной помощи, изготовления транспортировочного средства и транспортировки пострадавшего участники команды берут на выбор карточку с заданием у судьи. В карточке имитируется вид травмы и имеются теоретические вопросы. Участники имитируют процесс оказания   доврачебной помощи, отвечают на теоретические вопросы. Затем команда изготавливает из подручных материалов носилки и транспортирует «пострадавшего».

На этапе «Спасательные работы на воде» необходимо было бросить спасательный круг (пояс) в зону «утопающего». На дистанции поисково-спасательных работ возможны этапы преодоления естественных препятствий, в том числе при транспортировке пострадавшего.

На «ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОЛОСЕ» 4 участника (юноши), выбранные по усмотрению команды, преодолевают стандартную дистанцию пожарной эстафеты 4 х 100 м. Участники условно тушат с помощью огнетушителя пожар, пробегают задымленную зону в противогазе и прокладывают рукавную линию.

В самой длинной дистанции соревнований - “МАРШРУТ ВЫЖИВАНИЯ”, прошедшей на протяжении всего дня в форме семикилометрового кросс-похода по Зеленодольскому району республики от детского лагеря “Дзержинец” до Большой поляны, участвовала вся команда. С собой у ребят было все обязательное групповое и личное снаряжение, необходимое для размещения в полевых условиях, самостоятельного приготовления пищи на костре, участия в соревнованиях и конкурсах.  А это – около 15 килограммов груза на каждого.

Получив азимут и длину хода, команда движется по определенному маршруту к указанной точке при помощи карты, проходя в заданном порядке контрольные пункты. На этапах участники соревнований определяли топографические знаки и, используя свое снаряжение и подручные средства, изображали знаки международной кодовой системы аварийной сигнализации. Передавали информацию на расстояние любым способом. По легенде определяли характер травмы и оказывали первую медицинскую помощь “пострадавшему”. Организовывали навесную переправу, переправлялись  вброд и с использованием подручных средств, преодолевали глубокие овраги с использованием веревок разными способами, идя по нижней веревке и держась за верхнюю, используя самостраховку. Укладывали тяжелое  бревно в створ. Показывали навыки альпинистской подготовки на настоящих скалах. После чего, используя лодку, преодолевали 100 метровую водную преграду.

Не менее сложными и даже более ответственными были этапы на дистанции поисково-спасательных работ. Ребятам было необходимо определить местонахождение радиоактивного источника и зону химического заражения и, используя средства защиты,  преодолеть опасный участок. Затем оказать доврачебную помощь пострадавшему, изготовить из подручных материалов носилки и транспортировать “пострадавшего”. На этапе спасательных работ на воде предлагались три варианта. Подплыть к “утопающему” на лодке, втащить его в лодку и доставить на берег. Бросить спасательный круг или конец Александрова в зону “утопающего”.

Вечером команды тоже были заняты, но уже муками творчества. Перед зрителями и судьями нужно было спеть, сплясать, разыграть сценку – одним словом, представить свою команду. На конкурсе поваров запрещалось использовать консервированные заготовки домашнего и фабричного приготовления. Поощрялось использование дикорастущих растений. А в конкурсе стенгазет всего за 2 часа команды с изрядной долей юмора и самокритики успели изложить и историю команды, сделать репортаж и критический материал о соревнованиях, поразмышлять на свободную тему.

Многим участникам в эти дни ощутили на себе груз спортивного соперничества. И здесь было особенно важно объективное судейство. Победителя определяли по наименьшей сумме времени прохождения этапов и штрафных баллов. За каждый штрафной балл команде добавляли 30 секунд.

17 сентября состоялось награждение победителей и торжественное закрытие соревнований. Общекомандное место определялось по наименьшей сумме мест, занятых командой в соревнованиях по видам: «Полоса препятствий», «Маршрут выживания», «Поисково-спасательные работы», «Организация быта в полевых условиях». Все команды получили грамоты, ценные подарки и памятные сувениры. Но самый важный подарок заключался не в призах и наградах. За время соревнований ребята узнали множество полезной информации, получили новые практические навыки.

Через районные, городские, областные и республиканские соревнования проходят десятки тысяч школьников по всей России. И трудно переоценить тот опыт, который нарабатывается на “Школе безопасности”. Увидеть, перенять, поделиться своими умениями и навыками вовремя сориентироваться, принять единственно правильное решение, чтобы спасти свою жизнь и помочь своим товарищам – вот настоящая награда для всех участников соревнований.

Как отметил заместитель начальника Главного управления МЧС России по РТ Андрей Орлов: «Победил сильнейший – это те, кто больше всех тренировались и стремились к победе!». Все победители получили грамоты и ценные подарки.  По словам участников, соревнования прошли на высоком организаторском  уровне.   

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)