22 июня 2010, 13:23
7
15 минут

Вода ошибок не прощает

   Сотрудники Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан ответили на вопросы читателей газеты «Комсомольская Правда-Татарстан» во время работы «прямой линии», организованной редакцией федерального издания.

   Во время прямого общения с читателями и журналистами «Комсомолки» представители Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан ответили на все интересующие вопросы, касающиеся правил навигации маломерных судов. Начальник казанского отделения Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан Ильдус Измайлов и заместитель начальника отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Ильдар Салихов подробно разъяснили, как и где можно получить судовой билет, сколько стоит регистрация и техосмотр маломерного судна, а также какие правила навигации необходимо соблюдать на воде. Приводим ответы инспекторов на самые популярные вопросы.

   - Какое количество маломерных судов сегодня зарегистрировано в Татарстане? Насколько по сравнению с прошлыми годами увеличилось их количество?

   - (Ильдус Измайлов) В Республике Татарстан зарегистрировано 34 022 маломерных судов, из них: гребных – 12 633; катеров – 889; моторных лодок – 20 199; гидроциклов - 181; парусных – 14. Количество зарегистрированных маломерных судов возросло по сравнению с прошлым годом на 1702 единицы.

    Можно отметить позитивный рост, но сейчас появляются проблемы базирования маломерных судов. В районе Казани насчитывается всего семь лодочных станций, тогда как маломерных судов в столице республики зарегистрировано 14 тысяч 600. Конечно, не все плавсредства (резиновые, пвх) нуждаются в постоянном базировании, но количество лодочных станций все же явно недостаточно.

    - Какие именно маломерные суда должны быть зарегистрированы?

    - (Ильдар Салихов) В соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов утвержденный Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500 государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

    самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт (73 л.с) или с подвесными моторами независимо от мощности, гидроциклы (кроме прогулочных парусных и спортивных парусных судов, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

    прогулочные суда вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, используемые в целях мореплавания.

    - С чем связана регистрация судна? Какие опасности поджидают людей на воде?

   - (Ильдус Измайлов) Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

    Проведенная государственная регистрация судна и прав на него удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на оригинале предъявленного правоустанавливающего документа, подтверждающего законность приобретения судна.

    Сведения о состоящих на учете судах и данные об их владельцах, необходимые для исчисления транспортного налога, органы государственной регистрации представляют в установленном порядке в территориальные налоговые органы. При государственной регистрации судна и прав на него проставляется присвоенный судну регистрационный номер.

    Необходимо учитывать, что физические и юридические лица обязаны представить в орган государственной регистрации документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов. Причем, делается это независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

    Непредставление сведений, влечет наложением административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.

    Лица, нарушившие настоящие Правила, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    КоАП РФ ст.11.8 гласит: «нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим право управления управление судном, не зарегистрированном в установленном порядке влечет наложением административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей».

    Халатное и безответственное отношение людей к правилам навигации маломерных судов может привести к печальным последствиям. Основными причинами аварийности маломерных судов являются:

управление маломерными судами судоводителями, находящимися в состоянии опьянения;

нарушение правил пользования маломерными судами;

неумелое маневрирование;

неправильное размещение людей и груза;

нарушение норм пассажировместимости;

нарушения правил эксплуатации двигателя, мотора;

плавание в сложных гидрометеорологических условиях и в темное время суток.

    Больше половины аварийных случаев с маломерными судами происходят во время рыбной ловли на судах, не прошедших ежегодное техническое освидетельствование. Много аварий совершается гражданами, не имеющими удостоверений на право управления маломерным судном. Во время навигации 2009 года в республике было зафиксировано 2 происшествия с маломерными судами, в которых погиб один человек.

    Мы рекомендуем судовладельцам воздержаться от выхода на воду во время шторма. На всех лодочных станциях должны быть ежедневные данные по прогнозу погоды и силе ветра, поэтому к данным прогнозам нужно относиться очень серьезно. Не стоит забывать также, что согласно Правилам охраны жизни людей на водных объектах, владельцам маломерных судов запрещен выход в акваторию при высоте волны 0,5 метра. В крайнем случае, если природная стихия застала вас врасплох, нужно попытаться укрыться в безопасном месте – на острове, например, и дать сигнал бедствия. Нам уже не привыкать вытаскивать рыбаков с Маркиза и других островов. Вода ошибок не прощает, поэтому необходимо соблюдать все правила навигации и рекомендации ГИМС.

    - Как проходит процедура регистрации? Куда обращаться? Сколько это стоит?

    - (Ильдус Измайлов) В соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 г. №500, государственная регистрация судна (мотора) производится по представлению судовладельцем следующих документов:

1. заполненной регистрационной карточки- заявления судовладельца;

2. документа, удостоверяющего судовладельца или его доверенное лицо;

3. подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов): справки, счета, товарного чека, договора купли-продажи или дарения, свидетельства о праве на наследство, судового билета с отметкой о снятии с учета, иных правоустанавливающих документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже;

5. документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

    Без предъявления вышеуказанных документов и обращения собственника или его доверенного лица постановка на учет маломерного судна невозможна.

    Далее. Регистрация маломерных судов проводятся в подразделениях Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан по адресам:

г. Казань, ул. Кировская дамба,1

г. Зеленодольск, ул. Озерная

г. Набережные Челны, ул.40 лет Победы 64

г. Нижнекамск, ул. Менделеева 5

г. Чистополь, ул. Фрунзе 97а

г. Тетюши, ул. Куйбышева 9

г. Лаишево, ул.Ленина, 22.

    Согласно Федеральному закону от 27.12.2009 г. №374-ФЗ владельцы судов должны оплатить госпошлину:

за регистрацию моторных судов с мощностью двигателя

до 10 л.с. и гребных судов – 100 рублей;

свыше 10 л.с., гидроциклов – 500 рублей;

прогулочных судов – 1000 рублей;

за судовой билет – 100 рублей.

    - Как проходит техосмотр судна? Как часто он должен проводиться? На что обращают внимание эксперты во время техосмотра судна? Какие спасательные средства должны быть на борту?

    - (Ильдар Салихов) Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России изложены в Приказе МЧС России от 29.06.2005 № 501. Они гласят, что эксплуатация маломерных судов, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде и угрожает безопасности судоходства, запрещается.

    Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе эксплуатации, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

    Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

    Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна и судовую книгу. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию.

    Ежегодное техническое освидетельствование проводится до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия эксплуатации.

    Техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

    Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения ежегодного технического освидетельствования маломерных судов доводятся до сведения судовладельцев и владельцев баз для стоянок этих судов.

    Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию.

    При получении маломерным судном оценки "годное" судовладельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании.

    Обращаем внимание, что эксплуатация маломерных судов запрещается при наличии следующих технических неисправностей:

1.По корпусу: имеются свищи, пробоины набора и обшивки; отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

2.По рулевому устройству: не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала; повреждены перо руля или детали рулевого; отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода.

3.По двигателю, подвесному мотору: топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга, системы питания; имеется значительная вибрация; отсутствует или неисправен глушитель; повреждена система дистанционного управления двигателем; не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально", неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

4.Отличительные огни не соответствуют установленным требованиям.

5.Комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете.

    Любое судно, независимо от района плавания, должно быть снабжено индивидуальными спасательными средствами, соответствующими требованиям стандартов и окрашенными в оранжевый цвет с нанесенным на них бортовым номером судна. Их количество должно соответствовать числу людей на судне. Данные правила едины по всей территории Российской Федерации, что дает право добросовестному судовладельцу бороздить водные просторы по всем водоемам страны на судах соответствующего класса

    - Есть ли ограничения по срокам навигации для маломерных судов?

    - (Ильдус Измайлов) В соответствии с Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 октября 2007 г. № 562, плавание маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с момента открытия навигации до ее закрытия, а на несудоходных – после спада паводковых вод до начала ледостава.

    Органы принимающие решения о начале и окончании навигации в Республике Татарстан - это ФГУ «Волжское государственное бассейное управление водных путей и судоходства» и Камское государственное бассейное управление водных путей и судоходства «КАМВОДПУТЬ». Обычно навигация для маломерных судов длится с третьей декады апреля до 20 ноября.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)