1 марта 2022, 17:21
1366
18 минут

С 1 марта 2022 года вступают в силу новые требования к аттестации, регистрации и освидетельствованию маломерных судов

Об изменениях, внесенных в порядок аттестации, регистрации и освидетельствования маломерных судов, рассказал сегодня главный госинспектор Республики Татарстан по маломерным судам Юрий Венедиктов в ходе брифинга, который состоялся в республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».

Изменения касаются регламента и правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях; регламента и правил регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; регламента государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1014 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за безопасностью людей на водных объектах». Оно действует с 2021 года в отношении поднадзорных объектов: баз-стоянок для маломерных судов, пляжей, ледовых переправ.

Озвучил спикер и принятое недавно постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года № 132 «Об утверждении Положения ГИМС МЧС России, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 820, а также о признании утратившими силу некоторых актов в отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В ходе брифинга Юрий Венедиктов озвучил только основные изменения в документах, на которые необходимо обратить внимание населению.

Спикер МЧС начал с правил и регламентов по предоставлению государственных услуг населению, в которые внесены ряд значительных поправок, затрагивающих интересы судоводителей.

Теперь при аттестации судоводителей проверка теоретических знаний заявителя осуществляется по вопросам, сформированным автоматизированной системой (аппаратно-программный комплекс). Заявитель отвечает максимум на 35 вопросов из тематических блоков по заявленному району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов. Каждый вопрос выбирается случайным образом автоматизированной системой из соответствующего тематического блока. На каждый вопрос приводятся варианты ответов, один из которых правильный. При этом, ответ на 35 вопросов нужно дать на протяжении 45 минут, на 25-30 вопрос — 40 минут, 15 вопросов — 20 минут, 10 вопрос — 15 минут. Если есть одна ошибка, дополнительно 3 вопроса, ошибки недопустимы.

Перечень вопросов и ответов на них размещается на официальном сайте МЧС России.

После положительной сдачи теории заявитель сразу направляется на сдачу практики.

Повторная проверка теоретических знаний (или практических навыков) назначается не ранее чем через 7 календарных дней со дня проведения проверки теоретических знаний (или практических навыков). Заявитель имеет право на повторное прохождение проверки теоретических знаний (или практических навыков) не более двух раз, после чего аттестация проводится заново (пункты 33, 38 Правил).

Обращаю внимание, заявитель может обратиться в подразделение ГИМС с заявлением о замене удостоверения в связи с истечением срока его действия в срок, не превышающий один месяц до наступления даты истечения срока действия ранее выданного удостоверения (п. 21 Правил).

А как показывает практика, большинство судоводителей смотрят сроки действия документов только перед использованием судна.

По срокам представления госуслуги:

Запрос о предоставлении госуслуги можно подать лично прибыв в подразделение ГИМС на бумажном носителе (данный запрос регистрируется в течении 1 рабочего дня), а также в электронном виде через единый портал Государственных услуг (данный запрос регистрируется автоматически). Нужно предоставить заявление, паспорт, мед.заключение с указанием годности к управлению маломерным судном. Услуга предоставляется после оплаты госпошлины.

Предоставление госуслуги осуществляется в срок, не превышающий 7 рабочих дней (раньше было 14) со дня приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги. Срок предоставления государственной услуги может быть продлен в связи с погодными условиями, не позволяющими осуществить проверку навыков практического управления маломерным судном, но не более чем на 6 месяцев. Обращаем внимание, что одной из оснований для отказа в предоставлении госуслуги является неявка заявителя в ГИМС, превышающий 30 календарных дней с даты, назначенной для сдачи экзаменов на право управления маломерными судами.

Положительным моментом предоставления госуслуги в электронной форме посредством Единого портала является:

1) получение информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги;

2) формирование заявления о предоставлении госуслуги;

3) уплата государственной пошлины за предоставление госуслуги (скидка 30%);

4) прием и регистрация заявления о предоставлении госуслуги;

5) получение сведений о ходе предоставления госуслуги.

Выдача (направление) удостоверения будет проводиться в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня принятия решения аттестационной комиссии о выдаче. Результат предоставления госуслуги направляется заявителю в форме электронного документа в личный кабинет на Едином портале и выдается в форме документа на бумажном носителе, который лучше получить в подразделении ГИМС, не надеясь на почту. На удостоверении размещается QR-код.

При этом спикер МЧС отметил, что самые важные изменения затронули регистрацию маломерных судов.

 Теперь реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России. Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и бумажный.

То есть подать заявление о регистрации судна можно в письменном виде в отделении ГИМС, можно электронном виде через портал Госуслуг. Срок предоставления услуги 36 часов рабочего времени с момента регистрации документов. А при личном обращении в подразделение ГИМС - не более 12 часов.

регистрация в Реестре и внесение изменений в любом отделении ГИМС;

Одним из важных моментов новых Правил является то, что регистрация теперь не связана ни с базированием судна, ни с регистрацией самого владельца. ГИМС использует единую электронную базу и это позволяет независимо от локации заниматься документооборотом и вносить изменения. Другими словами, живя в Казани и имея лодку в Нижнекамске, можно проводить регистрационные действия по ней, будучи в командировке даже в Санкт-Петербурге.

Есть и исключения. Если судно в долевой собственности, то придется всем дольщикам выяснять вопросы в одном отделении ГИМС (тоже любом, без привязки к чему-то или кому-то).

При этом лодку нужно регистрировать в течение одного месяца с момента, когда стали владельцем не зависимо от того, купили новую лодку в магазине или подписали договор купли-продажи с прежним владельцем. Если не успели за 30 дней, то можно получить штраф в размере от 1500 до 2000 рублей, статья 19.22 КоАП.

Какие документы необходимы для регистрации маломерного судна:

-заявление;

-документ, подтверждающий право на судно;

-документ, подтверждающий право на двигатель;

 -документ, подтверждающий категорию сложности района плавания;

-документ об уплате госпошлины (1600 рублей за регистрацию судна и 200 рублей за выдачу судового билета, за внесение изменений в реестр 200 рублей).

-сертификат соответствия на судно. Для всех производителей (отечественных) сертификация судна это обязательное условие — без него продажа продукции на рынке невозможна. Соответственно, при покуп-ке нужно получить от продавца копию этого сертификата;

-идентификационный номер присваивается на все время нахождения судна в Реестре. Владельцы меняются, а номер остается. В Реестр теперь просто будет вноситься новый собственник лодки, а судно как было, так там и останется, а значит и бортовой номер не меняется.

А вот «вывести» лодку из Реестра теперь будет сложнее, для этого потребуется основания, и их всего три, они прописаны в изменениях. Причем, эти основания должны быть подтверждены документом:

-документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;

-таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;

-свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

В каких случаях идентификационный номер считается недействительным:

В случае гибели судна, и его перестройки или других изменений до того состояния, когда оно утрачивает свои качества.

По виду идентификационные номера не меняются — такие же, что идут с 2017 года — 11 символов (2 буквы, 4 цифры, RUS и двузначный код региона).

В качестве нового отмечаю, что перед регистрацией ГИМС будет проводить освидетельствование маломерного судна.

Порядок предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях

Государственная услуга предоставляется:

- гражданам РФ или их уполномоченным представителям (ранее наличие гражданства РФ не требовалось);

- зарегистрированным на территории РФ юридическим лицам или их уполномоченным представителям.

Согласно регламенту, запрос о предоставлении государственной услуги граждане могут подать как в электронном формате через портал ЕПГУ, так и прибыв лично в подразделение ГИМС.

В обоих случаях регистрация обращения осуществляется в течение одного дня.

Для прохождения освидетельствования маломерного судна заявитель представляет:

-заявление по установленной форме;

-документ, подтверждающий право собственности на маломерное судно;

-техническую документацию на маломерное судно (ранее данное требование отсутствовало);

-технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с техническими характеристиками и сведением о заводском номере;

-свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия;

-для судов индивидуальной постройки необходимо предоставить конструкторскую и построечную документацию, включая расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости.

Основанием для отказа в приеме документов являются;

-не заполнение всех пунктов заявления, подлежащих заполнению;

-наличие в заявлении подчисток, приписок, зачеркнутых слов, фактических ошибок и иных исправлений;

- представление заявителем неполного комплекта документов;

- не возможность установить личность лица, обратившегося за представлением государственной услуги.

   Результатом предоставления государственной услуги при прохождении освидетельствования маломерного судна является допуск маломерного судна к эксплуатации или отказ в допуске к эксплуатации с выдачей акта освидетельствования.

Предоставление государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий 8 часов с момента приема и регистрации заявления. Эта услуга не предусматривает уплату госпошлины.

По госпошлинам ничего не изменилось:

Для сведения:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

За регистрацию маломерного судна — 1600 рублей

За выдачу судового билета — 200 рублей

За выдачу дубликата судового билета — 200 рублей

За внесений изменений в судовом реестре маломерных судов — 200 рублей

За регистрацию ограничений (обременений) права собственности на маломерные суда — 800 рублей

За аттестацию на право управления маломерными судами — 1300 рублей

За замену удостоверения на право управления маломерными судами — 650 рублей

За внесение изменений в удостоверение на право управления маломерными судами в связи с переменой фамилии, имени, отчества — 350 рублей

За выдачу дубликата удостоверения на право управления маломерными судами, в связи с его утерей — 1300 рублей

Вся информация есть на сайте Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, она есть в подразделениях ГИМС на информационных стендах.

В адрес населения Юрий Венедиктов настоятельно попросил владельцев маломерных судов, чтобы звонили в подразделения ГИМС, изучали правила, направляли заявления на все виды услуг преимущественно с использованием портала ЕПГУ – это поможет сотрудникам ГИМС правильно распределить потоки по видам услуг и оказать их в максимально возможное и предусмотренное регламентами время.

К сожалению, многие обращаются без записи, особенно к началу навигационного периода, после обучения, возникает очередь, люди жалуются.

ГИМС оказывает услуги круглогодично, на воде - только практику и освидетельствование. Не нужно ждать лета, чтобы поменять удостоверение, совершить регистрационные действия.

В рамках вновь принятого Положения о государственном надзоре за маломерными судами спикер МЧС озвучил только основные изменения.

Инспектор ГИМС может останавливать маломерные суда при выявлении признаков административного правонарушения, а также для проверки документов. При проверке сотрудник ГИМС обязан предъявить служебное удостоверение, объявить о причине остановки. Соответственно судоводитель должен предъявить удостоверение на право управления и судовой билет.

Срок взаимодействия гос.инспектора с проверяемыми лицами должен быть минимально необходимым. Ранее он был ограничен 40 минутами. В сокращении времени проверки поможет и «QR-код» – в ГИМС есть считыватели, вся информация о регистрационных действиях, наличии освидетельствования, права управления на маломерное судно и другое будет доступна мгновенно.

В этом году подразделения ГИМС дооснащены оргтехникой, позволяющей проводить на воде сверку с базой АИС ГИМС, и проверять регистрацию судна, прохождение технического освидетельствования, подлинность удостоверения на право управления маломерным судном.

Кроме этого, Юрий Венедиктов акцентировал внимание на том, что владельцы маломерных судов должны снимать из реестра маломерные суда, не подлежащие регистрации, а именно суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, так как любое маломерное судно, имеющее двигатель 3,8 кВт и более, зарегистрированное в Реестре маломерных судов, является объектом налогообложения. Снятие проводиться беспошлинно, по письменному обращению в подразделение ГИМС.

И если такое судно зарегистрировано, то необходимо 1 раз в 5 лет проходить освидетельствование маломерного судна. В случае отсутствия очередного освидетельствование судоводитель зарегистрированного судна будет привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.8 КоАП РФ, в соответствии с которым предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Такие случаи есть.

Далее главный госинспектор Республики Татарстан по маломерным судам остановился на ледовой обстановке.

По воздействием солнечных лучей, многочисленных осадков и положительных температур воздуха в дневное время суток на поверхности льда имеется большое количество воды, которое постепенно проникает в структуру льда, и лёд начинает приобретать пористо-игольчатую структуру, дополнительно подо льдом толщина льда подмывается течением. На водоёмах республики начинается процесс весеннего таяния льда.

На контроле в ГИМС 99 мест традиционного выхода рыбаков на лед, которые ежедневно патрулируются сводными мобильными патрульными группами, которые созданы в каждом муниципальном образовании республики (в период ледостава были привлечены к административной ответственности 69 граждан за выход на лед толщиной менее 7 см по ст. 3.10 КоАП РТ).

Сейчас выход на лед приобретает опасность. Не только для рыбаков, но и для любителей прогуляться по льду и около него. Мы имеем ежегодно случаи спасания таких людей, шансы подскользнуться, упасть в ледяную воду и утонуть или замерзнуть велики (за зимний период 2021-2022 гг — погиб 1 человек в результате провала под лёд, спасены 17 человек).

В целях оперативного реагирования на происшествия в данный период готовятся 10 круглосуточных временных спасательных постов.


Эта статья полезна?
71,4% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)