27 апреля 2022, 18:00
20
12 минут

Юрий Венедиктов: весенняя вода таит для судоводителей немало рисков. Спасжилет, чека безопасности и сигнальные огни – три обязательных условия

В АО «Татмедиа» состоялся брифинг на тему «О мерах по обеспечению безопасности на водных объектах при использовании маломерных судов в период навигации в Республике Татарстан». Как сообщил заместитель руководителя Главного управления МЧС России по РТ Юрий Венедиктов, весенняя вода таит для судоводителей немало рисков.

Спикер МЧС отметил, что на сегодняшний день водные объекты Республики Татарстан практически полностью очищены ото льда. С понедельника 25 апреля полностью завершена работа всех 10 спасательных постов. На судоходных водоёмах выставляется навигационная (плавучая) обстановка. Соответствующий нормативный документ издает ФГБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», официально навигация открыта с 22 апреля 2022.

Однако согласно правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Татарстан (утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2007 г. № 562) плавание маломерных судов на судоходных водоёмах разрешается с момента открытия навигации до ее закрытия, а на несудоходных – после спада паводковых вод до начала ледостава.

Пик половодья пройден, по данным УГМС подъём воды происходит только на реке Вятка.

Тем не менее, обстановка на водных объектах достаточно сложная – так, за прошедшие выходные наблюдался редкий ледоход, повсеместно вода несёт доски, бревна, остатки растительности, температура воды на водных объектах республики немногим отличается от зимней и составляет всего 3-4 градуса.

Соответственно и риски столкновения с опасными предметами с угрозой оказаться за бортом велики, и они, к сожалению, оправдываются.

Общая обстановка.

С начала года на водных объектах зарегистрированы 18 происшествий, на которых погибли 6 человек, спасен 21 человек (в том числе 2 детей).

За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 6 происшествий, погибли 5 человек, в том числе 1 ребенок, спасены 2 человека.

Уже в апреле зарегистрированы 4 происшествия, связанные с ненадлежащим использованием маломерных судов.

Так, 3 и 21 апреля, в нарушение всех установленных норм, в г. Казани на реке Казанка и в Мензелинском муниципальном районе на реке Ик погибли 2 мужчин 1975 и 1950 годов рождения. Оба, соответственно, были без спасательных жилетов. При этом, в Мензелинском районе рыбалка осуществлялась в тёмное время суток.

24 апреля, в прошедшие выходные дни, в Нижнекамском районе на реке Кама и в Мензелинском районе на реке Ик спасены 5 человек, которые перевернулись на лодках.

В Нижнекамском районе в результате повреждения ПВХ-лодки 2 рыбака оказались в холодной воде, в Мензелинском районе 3 мужчин во время движения на лодке наехали на подводное препятствие (топляк), в результате людей просто выбросило из маломерного судна и они оказались в воде, очевидцы происшествия оказали им помощь и эвакуировали до берега, где один из потерпевших скончался. Все были без спасательных жилетов.

В отношении судоводителей вынесены определения, проводятся административное расследование.

Ежегодно в двадцатых числах апреля, пренебрегая тем, что ещё существует запрет на выход на маломерных судах до выставления навигационной обстановки (оборудования) на судоходных водоёмах, до завершения спада паводковых вод судоводители выходят на маломерных судах, в результате регистрируются происшествия с падением с лодок в холодную воду без спасательных жилетов (статистика за 3 весенних периода представлена на слайде).

Мотивация одна - успеть до 25 апреля (до установления запрета на любительское рыболовство).

В целом ежегодно по причине несоблюдения правил безопасности при выходе на маломерных судах погибают порядка 6 человек.

Основные нарушения, выявляемые в ходе патрулирований, также свидетельствуют о несоблюдении требований безопасности судоводителями.

Так, в период навигации в прошлом году выявлены 1173 нарушений, из них 536 судоводителей не обеспечили собственную безопасность и безопасность пассажиров - отсутствовали спасательные жилеты, из них 445 судоводителей нарушили правила плавания, 14 судоводителей управляли маломерным судном в состоянии опьянения.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487). О них Юрий Венедиктов подробно рассказывал на брифингах в 2021 году.

Напомним, основные нормы Правил акцентируют внимание судоводителя на безопасность экипажа.

Так, введены обстоятельства, при которых обязательно нужно надевать индивидуальные спасательные средства, а также уточняется, как нужно их правильно надевать.

Согласно пункта 11 Правил при плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящихся вне судовых помещений.

Закреплена еще одна норма, направленная на безопасность детей, согласно которой перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего запрещено.

При этом применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

Согласно части 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту подлежащего регистрации маломерного судна (или их неисправность, а также в целом несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», относятся к неисправностям, при наличии которых запрещается эксплуатация судов).

Такие меры призваны предупредить гибель людей, при падении с маломерных судов, во время движения в связи с нарушением правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия.

Юрий Венедиктов ещё раз напомнил судоводителям три основные правила безопасности, которые позволять сохранить жизнь.

В весенний период, до установления чистой воды и приемлемого температурного режима необходимо одевать спасательные жилеты всем членам экипажей. Это крайне важно.

Именно спасательный, а не страховочный. Что отличает правильный спасательный жилет?

Это наличие подголовника, который в экстренной ситуации поднимет голову над водою человеку без сознания. Это брасс-лямки внизу жилета, которые застегиваются между ног. Они не дадут выскользнуть из жилета. Это правильно распределённая плавучесть жилета, человек в воде расположен лицом вверх спиною вниз.

Второе - чека безопасности. Это не просто приложение для лодочного мотора, это необходимая вещь, которую нужно всегда надевать на руку или цеплять за одежду, независимо от опыта и умения судоводителя. Лодка просто уезжает от хозяина, упавшего за борт, что и произошло 24 апреля на реке Ик.

Главный госинспектор РТ по маломерным судам рекомендовал судоводителям передвигаться только в проверенных местах, а на незнакомых участках акватории двигаться на пониженной скорости в положении водоизмещения и пользоваться эхолотом.

Третье условие безопасности – соблюдение требований, относящиеся к сигнальным огням. Если судно ими не оборудовано, судоводитель с наступлением тёмного времени суток должен прекратить его использование. А суда, не подлежащие регистрации, как правило, такими огнями не оборудуются. Любителям ставить на бортах различные фонарики скажу – это запрещено, вы вводите в заблуждение участников движения на воде.

От захода до восхода солнца.

Согласно части 2 статьи 11.7 КоАП РФ это нарушение влечет за собой предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

- Уважаемые судоводители, обеспечение безопасности пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне до выхода на маломерном судне является обязанностью судоводителя. – отметил Юрий Венедиктов. - Изучите Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, а так же Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в РФ. В этом году подразделения ГИМС дооснащены оргтехникой, позволяющей проводить на воде сверку с базой АИС ГИМС и проверять регистрацию судна, прохождение технического освидетельствования, подлинность удостоверения на право управления маломерным судном. Все подразделения ГИМС оснащены алкотестерами, уже спланированы патрулирования совместно с полицией по предупреждению управления маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения. Посмотрите на статьи КоАП, денежные штрафы очень велики, не нарушайте.

Итак, перед плаванием необходимо:

1. проверить исправность судна и его механизмов;

2. проверить оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Дети всегда должны быть в спасательных жилетах, а при ухудшении погодных условий обязательно надеть спасательные жилеты на всех людей, находящихся на судне.

3. соблюдать разрешенную отдаленность от берега и высоту волны, обязательно нужно получить информацию о предстоящих погодных условиях;

4. иметь при себе средства связи, предупредить родных о месте предполагаемой рыбалки или отдыха.

Посмотрите прогноз погоды и спланируйте с его учетом безопасный район плавания.

Еще раз напоминаю, что это зона ответственности судоводителя, а за их невыполнение может наступить не только административная, но и уголовная ответственность.

Хотелось бы предупредить не только судоводителей, но и любителей прогулок вдоль набережных водоёмов. Уже есть случаи спасения таких людей, шансы поскользнуться, упасть в ледяную воду и утонуть велики. Гуляйте по оборудованным набережным, которые имеют ограждение, всегда следите за состоянием здоровья.

Заканчивая свое выступление, Юрий Венедиктов резюмировал:

- Только неукоснительное соблюдение населением республики действующих Правил плавания и Правил охраны жизни людей поможет существенно обезопасить судоводителей и отдыхающих на водных объектах. Нельзя забывать, что любое пренебрежение мерами безопасности на воде может повлечь за собой трагические, необратимые последствия.

Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)