3 октября 2022, 15:31
499
50 минут

К 90-летию ГО России: история создания системы гражданской обороны в Республике Татарстан

Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь, как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей.

Становление и развитие гражданской обороны имеет свою историю. В 1931 году французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже “Ассоциацию Женевских зон”. Она ставила своей целью организацию нейтральных зон или открытых городов, где в военное время могли найти убежище наиболее уязвимые категории населения. В 1968 году эта “Ассоциация” была преобразована в “Международную организацию гражданской обороны”.

Необходимость защиты мирного населения от опасностей военных действий была осознана в России ещё в ходе Первой мировой войны. Началом же становления государственной организации защиты населения можно считать февраль 1918 года, когда молодая Советская республика была вынуждена организовать защиту населения страны от действий кайзеровской Германии, широко применявшей новые средства нападения – авиацию и химическое оружие. 2 марта 1918 года после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией впервые в истории страны Комитетом революционной обороны Петрограда были разработаны правила поведения населения при воздушном нападении противника – не стоять на открытом месте, прятаться в подвалах и погребах, принимать меры к защите от возможных пожаров. Такими были первые, во многом несовершенные меры защиты гражданского населения от опасностей военных действий.

В середине 1920-х годов в Советской России началось осуществление мер по противовоздушной и противохимической обороне. Результат этой работы был закреплен в Положении «О противоздушной обороне на территории СССР» 4 октября 1932 года, в соответствии с которым местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную систему ПВО страны. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов - их командованием.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах - участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях - группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей - при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) - для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) - для школьников. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Вместе с тем, руководство МПВО городов возлагалось на местные органы исполнительной власти, объектов ПВО – на их руководителей, т. е. был введен институт начальников МПВО, который сохранился до сегодняшнего дня в лице руководителей гражданской обороны.

С первых дней Великой Отечественной войны фашистская авиация, вторгшись в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км, подвергла жестокой бомбардировке десятки крупных городов, что потребовало увеличения сил и средств МПВО. МПВО создавалась в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. Местная ПВО была призвана решать задачи по ликвидации последствий авиационных ударов противника, спасению людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказанию пострадавшим медицинской помощи, ликвидации аварий, дегазации техники, обезвреживанию невзорвавшихся авиабомб. Ушедших на фронт мужчин в отрядах МПВО заменили женщины, старики, подростки.

Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 95 от 12.11.1941г. в состав городов-пунктов МПВО включен город Казань. В десятидневный срок были сформированы городской и районные штабы МПВО и созданы службы:

оповещения и связи;

охраны безопасности и общественного порядка;

медико-санитарная;

противопожарная;

аварийно-восстановительная;

ветеринарная;

светомаскировки.

Большая работа проводилась по военному обучению и подготовке кадров. В августе 1941 г. в рес¬публике военной подготовкой занималось около 33 ты¬сяч человек. На предприятиях и в учреждениях были орга¬низованы краткосрочные курсы медсестер и санитарных дружинниц. Подготовка медицинских кадров среднего зве¬на велась и по линии общества Красного Креста и Красно¬го полумесяца. Всего за годы войны в Татарии было под¬готовлено свыше 10 тысяч медсестер и сандружинниц. Зеленодольские комсомолки в коллективном заявлении писали: «Хотим вместе с нашими братьями бороться с врагом. Просим принять нас в санитарную дружину. Пусть враг знает, что женщина у нас в любую минуту готова встать на защиту Отечества».

С 1 октября 1941 г. в республике начались занятия по всевобучу. По постановлению ГКО «О всеобщем обя¬зательном обучении военному делу граждан СССР» все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет должны были прой¬ти краткосрочный курс военного обучения без отрыва от производства на промышленных предприятиях, в кол-хозах и учреждениях. К обучению привлекались так¬же учащиеся мужского пола, достигшие 16-летнего воз¬раста, девушки 8-10 классов средних школ и студент¬ки вузов.

Бойцы всевобуча овладевали военными знаниями, строевой подготовкой, стрелковым оружием, учились ходить на лыжах. В специальных подразделениях все-вобуча готовили пулеметчиков, минометчиков, истреби¬телей танков, связистов. За годы войны в системе всево¬буча военную подготовку получил каждый шестнадца¬тый житель республики.

Военными профессиями овладели 23 тысячи девушек рес¬публики. Они, как и бойцы всевобуча, пополняли Дей¬ствующую армию и подразделения МПВО.

Силами личного состава республиканской МПВО была проделана большая работа по строительству убежищ, обучению населения способам защиты от воздушного и химического нападения, по подготовке формирований для спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Всё население республики готовилось к защите от воздушного на¬падения противника. Опасность такого нападения в усло¬виях стремительного продвижения гитлеровских войск на начальном этапе войны была велика. Осенью 1941 г. не¬мецкая авиация бомбила Казанскую железную дорогу, пыталась уничтожить мост через Волгу в районе Зеленодольска.

В конце сентября в Казани, Зеленодольске, по всей железнодорожной линии Урмары — Зеленодольск — Юдино — Высокая Гора и на территории ряда районов был введен полный режим светомаскировки.

В республиканских мероприятиях МПВО особую роль занимает сооружение «Казанского обвода». В первой полови¬не октября ГКО принял решение о строительстве в По¬волжском регионе оборонительных рубежей. Эти рубе¬жи должны были воспрепятствовать выходу противни¬ка в дальний тыл и проходили по Мордовской, Марийской, Чувашской и Татарской республикам.

На территории Татарии рубеж располагался полуколь¬цом вокруг Казани. Он проходил от деревни Покровское через станцию Урмары, Кайбицы и Апастово к г. Горькому.

Вскоре началась мобилизация населения, гужевого транспорта на сооружение «Казанского обвода». К работам привлекались рабочие промышлен¬ных предприятий, колхозники, служащие, интеллигенция, домашние хозяйки, учащаяся молодежь, преподаватели.

Основную массу работающих составляли женщины. В тридцатиградусные морозы полуголодные, плохо обу¬тые и одетые люди лопатами, кувалдами, кирками вгры¬зались в окаменевшую землю. «Уже больше полумесяца мы работаем на трассе, — писала в своем дневнике сту¬дентка Казанского университета Г.Л. Кузнецова. — Жи¬вём бедно. Хлеба мало. Уходим на работу в 6 утра и приходим в 5 вечера. Копаем лопа¬тами, ковыряем мерзлую землю ломом». Постепенно на трассе стали появляться огневые точки, дзоты, команд¬ные пункты, траншеи, противотанковые рвы.

Строительство оборонительного рубежа завершилось в феврале 1942 г. Число участников сооружения «Ка¬занского обвода» временами превышало один миллион человек. Их самоотверженным трудом за четыре с не¬большим месяца было обеспечено выполнение задания Государственного комитета обороны.

С середины 1942 года в состав городов-пунктов МПВО был включен и город Зеленодольск.

В конце 1943 года в г.Казани были образованы 404, 405 и 406 отдельные городские батальоны МПВО. В состав этих батальонов входили аварийно-восстановительная, противопожарная, медико-санитарная и дегазационная роты, которые обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы, ликвидировали пожары и загорания, восстановили сотни зданий и сооружений, предотвращали аварии, оказывали медицинскую помощь пострадавшим.

Хотя Казань находилась в тылу, но борьба с бандитизмом, хищениями, диверсиями на оборонных пред¬приятиях не прекращалась. Так, была предотвращена по¬пытка взрыва железнодорожного моста через Волгу, обес¬печивавшего снабжение оружием и боеприпасами, иду¬щими с Урала и Сибири, наших фронтов.

Противопожарной службой МПВО города Казани в годы войны было ликвидировано около 500 очагов пожара. Для оказания экстренной хирургической помощи при городском штабе медико-санитарной службы впервые в стране были созданы хирургические бригады, работавшие непосредственно в очагах поражения.

В августе 1945 года, в связи окончанием Великой Отечественной войны, города Казань и Зеленодольск были исключены из списка городов-пунктов ПВО, штабы и городские батальоны МПВО расформированы.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Появление ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов привело к необходимости возрождения и реорганизации структуры МПВО в стране.

В октябре 1949г. было утверждено новое «Положение о местной МПВО Союза ССР», в котором нашёл отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

Распоряжением Совета Министров СССР с 1 апреля 1950 года город Казань вновь включен в число городов-пунктов МПВО. В соответствии с приказом Министра МВД ТАССР в республике организуются:

- отделение службы МПВО МВД ТАССР;

- штабы МПВО г.Казани и городских районов;

- службы МПВО города.

Начальником штаба МПВО г.Казани назначается капитан С.Н. Евстигнеев.

Постановлением Совета Министров РСФСР города Альметьевска, Бугульма, Зеленодольск и Чистополь с августа 1951 года включены в перечень городов-пунктов МПВО с введением должности начальника штаба службы МПВО при горисполкоме.

В середине 1955 года Постановлением Совета Министров СССР Главное управление службы МПВО МВД СССР было преобразовано в штаб МПВО СССР, в автономных республиках – в республиканские штабы МПВО.

Начальником штаба МПВО МВД ТАССР был назначен полковник М.И.Хохлов, штаб МПВО г.Казани возглавил подполковник Е.С.Панов.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и ведомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.

Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

В 1961 году МПВО с ее местными, ограниченными по масштабу и характеру действиям уступила место качественно новой системе – Гражданской обороне СССР.

13 июля 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».

Общее руководство гражданской обороны страны возлагалось на Совет Министров СССР. Штабы и войска МПВО передавались в подчинение Министерству обороны СССР. Первым начальником ГО СССР стал заместитель министра обороны маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов. Они работали под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий (катастроф) или стихийных бедствий. Работа КЧС была организована во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО. Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являлись обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществлялась под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Повседневная организаторская работа по выполнению мероприятий ГО была возложена на институт начальников ГО: в республиках – на председателей Советов Министров; в городах, районах – на председателей исполкомов соответствующих Советов народных депутатов; на объектах – на их руководителей.

Первым начальником гражданской обороны республики стал Председатель Совета Министров ТАССР Абдулхак Асвянович Абдразяков, а начальником штаба ГО республики, в соответствии с приказом Командующего Приволжским военным округом был назначен полковник М.Г.Гусаров. На их долю выпала ответственная задача по созданию системы гражданской обороны республики.

Именно тогда и появился на свет лозунг «Это должен знать и уметь каждый!», актуальность которого сохраняется и в наши дни. Гражданская оборона в ТАССР являлась не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый житель республики был обязан активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

В конце 1961 года в систему ГО ТАССР входили:

г.Казань – город по 2-й группе МПВО;

5 городов республиканского подчинения (Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск, Лениногорск, Чистополь);

46 сельскохозяйственных районов;

45 категорированных объектов.

В городах и районных центрах республики на базе исполкомов советов народных депутатов организовывались штабы ГО. В 1960-70-е годы получили дальнейшее развитие и совершенствование службы ГО: служба связи и оповещения, противорадиационной и противохимической защиты, медицинская, санитарно-эпидемиологического надзора, служба охраны общественного порядка, противопожарная, транспортная, дорожная, служба энергетики и светомаскировки, инженерная, коммунально-техническая, торговли и питания, служба защиты животных и растений, защиты культурных и материальных ценностей.

В целях более качественной и планомерной подготовки начальствующего состава ГО республики постановлением Совета Министров ТАССР от 17 ноября 1961г. при штабе ГО ТАССР созданы республиканские курсы ГО, на которых с 1 января 1962 года начались занятия по подготовке начальствующего состава штабов служб и формирований ГО. В соответствии с Указом Президента России № 643 от 8 мая 1993г. республиканские курсы ГО преобразованы в Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

Вопросы организации управления мероприятий ГО отрабатывались на учениях, проводимых в республике. Так, в 1975 году в г.Альметьевске, под руководством начальника ГО СССР генерал-полковника А.Т. Алтунина, было проведено учение «Тушение нефтяных и газовых пожаров», а в 1984 году в г.Набережные Челны под руководством начальника штаба ГО РСФСР генерал-полковника Д.А.Крутских учение на тему «Остановка производства и ограничение жизнедеятельности г.Набережные Челны по сигналу «Воздушная тревога».

Учитывая насыщенность республики промышленными предприятиями различного профиля и высокий уровень организации гражданской обороны, на территории республики в 70-80-е годы неоднократно проводились крупномасштабные учения в целях отработки способов защиты населения и промышленного потенциала от воздействия оружия массового поражения. Выводы этих учений в последующем были использованы при разработке общесоюзных инструкций и наставлений.

В 1980-е годы стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Её потенциал, силы и средства должны были с большей эффективностью использоваться при защите населения в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

На этом этапе к оборонной и экономической функциям гражданской обороны добавилась и социальная – обеспечение жизнедеятельности населения и оказание помощи пострадавшим, в том числе и в мирное время. Это наглядно подтвердили такие события как аварий на Чернобыльской АЭС в 1986 году, землетрясение в Армении в 1988 году в и взрыв на железнодорожной станции Арзамас-1 в 1988 году.

В целях укрепления единой системы исполнительной власти, упорядочения системы государственного управления, прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов управления республики к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях 22 июня 1995 года постановлением Государственного Совета Республики Татарстан № 135 был создан Государственный комитет Республики Татарстан по чрезвычайным ситуациям. Позднее, 25 апреля 1996 года постановлением Государственного Совета Республики Татарстан № 527 он был преобразован в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» в целях совершенствования организационно - штатной структуры органов управления и учреждений МЧС России, постановлением Государственного Совета Республики Татарстан 19 июня 1997 года № 1213 МЧС РТ было преобразовано в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. В его состав вошли управления, отделы и штабы по делам ГО и ЧС и другие структурные подразделения, которые позволили более комплексно подходить к решению проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сложный период перехода к рыночной экономике твердый стиль руководства республики, самоотверженный труд, высокий уровень организации производства позволили гражданской обороне Республики Татарстан выстоять и реформироваться, сохранив главное богатство - квалифицированные кадры. В основе ее эффективности лежит объединение усилий руководителей, специалистов всех уровней и каждого жителя нашей республики. Так, в связи с введением в действие Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» целый комплекс задач в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах отнесен к компетенции органов местного самоуправления.

Гражданской обороной Республики Татарстан руководит Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов. Руководство ГО городских округов и муниципальных районов РТ осуществляют главы муниципальных образований, являющиеся по должности руководителями гражданской обороны.

С 1 января 2005 года в республике функционируют территориальный орган МЧС России – Главное управление МЧС России по Республике Татарстан и сохранено в системе органов исполнительной власти Республики Татарстан – Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

Это позволило сохранить в республике управляемость всеми подразделениями - как федеральными, так и субъектовыми на принципах единоначалия, работать как единый орган, выполняя как федеральные, так и субъектовые задачи, по обеспечению безопасности на территории Республики Татарстан.

Опыт прошедших лет показал, что данная форма взаимодействия позволила безболезненно пройти сложнейший этап реформирования структур, не снизив в целом боеготовности подразделений, не создавая параллелизма в работе, обеспечивая целостность и управляемость системы, сохранив при этом кадровый потенциал, продолжая развивать материально-техническую базу и не создавая не нужных напряжённостей и недопониманий как между уровнями исполнительной власти, так и внутри работающих коллективов.

Благодаря постоянному вниманию со стороны руководства Республики Татарстан, гражданская оборона не растеряла свой потенциал и в сложный период перехода экономики республики на новые принципы хозяйствования.

Сегодня Главное управление МЧС России по РТ, которым руководит генерал-лейтенант внутренней службы Рафис Завдатович Хабибуллин, и Министерство по делам ГО и ЧС РТ, которое возглавляет и.о. министра Тахир Вагизович Каримуллин, являются органами, осуществляющими управление гражданской обороной. Также в этой работе задействованы структурные подразделения муниципалитетов и организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Таким образом, в республике была создана единая, многоуровневая, структурированная, эффективно действующая система органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах федерального, республиканского и муниципального уровней.

В систему гражданской обороны РТ входит не только Главное управление МЧС России по РТ и МЧС Республики Татарстан. Для выполнения мероприятий по ГО созданы 13 служб ГО республиканского подчинения. От их профессионализма зависит результат общей работы, где самое главное – обеспечение выполнения всех задач, возложенных на ГО. Особенно это видно на комплексных учениях и тренировках, на которых работают практически все районы и города республики, министерства, ведомства и предприятия. Состав служб ГО определен постановлением Кабинета Министров РТ. Это служба оповещения и связи, медицинская, санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарная, транспортная, дорожная, служба энергетики и светомаскировки, инженерная, коммунально-техническая, торговли и питания, служба защиты животных и растений, защиты культурных и материальных ценностей, а также соответствующие службы ГО городов, районов и организаций.

В состав сил гражданской обороны Татарстана входят республиканские и территориальные формирования ГО, нештатные аварийно-спасательные формирования организаций, городов и районов РТ, а также профессиональные аварийно-технические и аварийно-спасательные формирования министерств, ведомств и организаций. Специально уполномоченные должностные лица и специалисты гражданской обороны обеспечивают управление силами и средствами гражданской обороны, готовыми в любой момент придти на помощь людям, терпящим бедствие. Нештатные аварийно-спасательные формирования – это формирования, созданные на базе организаций по территориально-производственному принципу, владеющие техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ЧС.

Все эти формирования имеют двойное предназначение – они в обязательном порядке привлекаются к решению задач ликвидации ЧС мирного времени. Они составляют наиболее многочисленную часть сил гражданской обороны республики и предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Гражданская оборона страны прошла огромный путь от местной противовоздушной обороны до мощной структуры, решающей весь спектр задач по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах и вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. За многолетнюю историю существования гражданская оборона не раз доказывала свою эффективность - как в борьбе с чрезвычайными ситуациями, так и в решении задач гуманитарного характера.

Начальник Главного управления МЧС России по РТ генерал-лейтенант внутренней службы Рафис Хабибуллин:

«Хотелось бы, чтобы жителям республики не пришлось применять на практике знания и навыки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Но быть готовыми мы обязаны».

- Одна из основных задач гражданской обороны – это защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время. За последние годы службы гражданской обороны республики не раз показывали на практике, на что они способны, – говорит Рафис Хабибуллин. - Так, в 2010 году самой масштабной опасностью стали лесные и торфяные пожары, полыхавшие на территории республики. Сложная лесопожарная обстановка как нельзя лучше показала, насколько важно и необходимо иметь боеготовые как штатные, так и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. В то время руководителем ГО РТ по должности являлся премьер-министр республики. И в соответствии с приказом Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан – Премьер-министра РТ Ильдара Халикова «О привлечении сил ГО к обеспечению пожарной безопасности» были приведены в готовность нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны промышленных предприятий и муниципальных районов общей численностью более 9 тысяч человек. На их базе были созданы 477 патрулей, которые патрулировали 172 пожароопасных участка леса общей площадью 165 тысяч га. В том числе были приведены в готовность НАСФ ГО специального назначения: 70 звеньев подвоза воды, 36 подвижных автозаправочных станций, 40 подвижных пунктов питания, 36 подвижных пунктов продовольственного снабжения. Таким образом, весь комплекс мероприятий гражданской обороны на уровне Правительства республики, министерства лесного хозяйства и других ведомств, муниципальных образований, работа предприятий, - благоприятно сказался на обстановке с лесными пожарами и помог не допустить чрезвычайной ситуации.

2011 год начался с ликвидации последствий ледяного дождя, в результате которого без электроснабжения остались 232 населенных пункта с населением более 90 тысяч человек. Одновременно проводилась активная работа по обеспечению жизнедеятельности населения в условиях сильнейших снегопадов и заносов на дорогах.

Очередной серьезной проверкой на прочность сил гражданской обороны стало участие в ликвидации последствий взрыва 3 июня 2011 года на военных складах боеприпасов в районе сел Малая Пурга и Пугачево Удмуртской республики в 9 километрах от г.Агрыз Республики Татарстан. Нужно было оперативно решать несколько важнейших задач: эвакуации, размещения людей и их жизнеобеспечения, вести восстановительные работы.

Но самой тяжёлой в 2011 году не только физически, но и морально для служб гражданской обороны стала, безусловно, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, связанной с катастрофой 10 июля теплохода «Булгария». Благодаря поддержке руководства республики и МЧС России вопросы взаимодействия всех привлеченных к поисково-спасательным работам структур были организованы в кратчайшие сроки. Для этого были созданы все условия, задействованы все необходимые службы и технические средства.

В июне 2014 года по всей стране началась масштабная гуманитарная акция по оказанию помощи пострадавшим от боевых действий на юго-востоке Украины. В Татарстане были развернуты 18 пунктов временного размещения, в которых находились 1328 граждан Украины, в том числе 418 детей. Администрации ПВР организовали продовольственное, медико-психологическое, информационное обеспечение вынужденных переселенцев. По распоряжению Президента Республики Татарстан были выделены денежные средства для оплаты перевозки груза гуманитарной помощи жителям Новороссии. Традиционно участвовала в этой работе группа компаний «НЭФИС».

Во исполнение поручения Президента России в целях сохранения существующего фонда средств коллективной защиты в июне 2014 года завершена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны. Проводилась комплексная инвентаризация заглубленных и других помещений подземного пространства.

В современных условиях гражданская оборона становится всё более востребованной, социально ориентированной и направленной на обеспечения безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях. Совместно с органами исполнительной власти всех уровней Татарстан принимает участие во Всероссийской штабной тренировке по гражданской обороне. Её главная цель - проверка готовности органов управления и сил к действиям по предназначению, в том числе при работе запасных пунктах управления, отработка вопроса оповещения информирования населения о порядке действия при различных угрозах, воздушных и химических тревогах, радиационной опасности, угроза катастрофического затопления и других чрезвычайных ситуациях. Проведение таких тренировок - стандартная мировая практика по подготовке органов управления и населения к действиям при различного рода ЧС.

В декабре 2016 года Указом Президента Российской Федерации были утверждены основы государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года. Это определяющие концептуальные положения современного облика гражданской обороны страны в увязке с современными основами геополитической обстановки и положениями обновленной военной доктрины Российской Федерации и возможными сценариями вооруженных конфликтов на ближайшую среднесрочную и отдаленную перспективу.

Современные угрозы потребовали внесение изменения в действующие нормативно-правовые документы. В настоящее время осуществляется переработка планов гражданской обороны и защиты населения всех уровней на период до 2025 года.

В 2022 году оперативность и профессионализм системы гражданской обороны отмечены во время специальной военной операции на Украине. В рамках задач гражданской обороны организована своевременная и востребованная помощь в обеспечении вопросов эвакуации и безопасности жителей Донецкой и Луганской народных республик. Начиная с конца февраля 2022 года, на территорию Республики Татарстан прибыли более 1900 вынужденных переселенцев, многие из которых были размещены в организованных пунктах временного размещения, а часть разместилась самостоятельно. Необходимо было оперативно решать вопросы медицинского и психологического сопровождения, проживания и питания, обеспечения предметами первой необходимости, социальной защиты и трудоустройства беженцев.

Кроме того, из Республики Татарстан гуманитарными конвоями на Донбасс доставлено более 600 тонн гуманитарного груза, в составе которого все самое необходимое: бутилированная вода, продукты питания, лекарственные препараты, предметы первой необходимости. А для восстановления социальной инфраструктуры доставляют строительные материалы. Сводные пиротехнические отряды МЧС России проводят гуманитарные разминирование территории ДНР и ЛНР. В районах, где отсутствует централизованное водоснабжение, питьевую и техническую воду для хозяйственно-бытовых нужд ежедневно подвозят автомобили и автоцистерны МЧС России. Российские спасатели проводят санитарную обработку населенных пунктов, помогают жителям в решениях бытовых вопросов, оказывают адресную помощь: переносят вещи, заряжают мобильные телефоны, при необходимости оказывают медицинскую помощь.

Об эффективности такого взаимодействия по оказанию помощи населению говорится на высшем уровне и данная работа будет продолжена. Сотрудники МЧС России ежедневно проявляют мужество, героизм и трудолюбие, выполняя задачи гражданской обороны.

Таким образом, сегодня гражданская оборона Республики Татарстан – это сложная, многопрофильная государственная структура, входящая в общую систему обеспечения безопасности Российской Федерации, решающая широкий спектр задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Масштабы происходящих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сопоставимы с угрозами, возникающими в ходе ведения военных действий. Единая система подготовки населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера охватывает практически все группы населения.

Основными формами подготовки и проверки обученности населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются объектовые тренировки, комплексные, специальные и командно-штабные учения по действиям органов управления, сил и средств сил объектового и местного звеньев при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.

Сегодня руководителю любого уровня необходимо знать и уметь предвидеть и предупредить чрезвычайную ситуацию, минимизировать возможный ущерб. Он должен знать, какие действия с его стороны помогут наладить работу по предупреждению ЧС и спасению жизни людей.

Командиры нештатных аварийно-спасательных формирований должны уметь руководить подчиненными при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Рабочие и служащие должны уметь пользоваться спасательным оборудованием, индивидуальными средствами спасения, знать приемы оказания медицинской помощи.

 Школьники и студенты должны знать пути экстренной эвакуации, уметь оказывать медицинскую помощь, полученные знания передавать своему окружению, особенно пожилым людям, находящимся на пенсии и оторванным от трудовых коллективов.

Конечно, хотелось бы, чтобы жителям республики не пришлось применять на практике знания и навыки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Но быть готовыми мы обязаны.

- Мы с удовлетворением отмечаем государственный подход к решению вопросов гражданской обороны со стороны руководителей министерств и ведомств республики, глав муниципальных образований, генеральных директоров крупнейших промышленных предприятий, таких как акционерные общества «Татнефть», «Газпром трансгаз Казань», «КамАЗ», «Татэнерго», «Казаньоргсинтез», «Казанское моторостроительное производственное объединение», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и другие. – продолжает Рафис Хабибуллин. - Нынешние достижения в области гражданской обороны основаны на высоком профессионализме предшествующих поколений, сумевших передать свои знания и опыт нынешнему поколению руководителей и специалистов гражданской обороны. И сегодня немногочисленный, но боевой состав подразделений и служб гражданской обороны самоотверженно трудится на своих постах, обеспечивая безопасность населения.

В наши дни гражданская оборона Татарстана решает задачи социальной направленности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Внимание, которое руководство республики, главы муниципальных образований городов и районов, руководители предприятий, учреждений и организаций уделяют поддержанию системы ГО в готовности к действиям, является залогом обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Сегодня гражданская оборона Татарстана – это не только Главное управление МЧС России по РТ и МЧС Республики Татарстан, это и спасательные службы гражданской обороны, эвакуационные органы, штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования объектов экономики, городов и районов РТ, министерств, ведомств и организаций, владеющие необходимой техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ЧС. Специально уполномоченные должностные лица и специалисты гражданской обороны обеспечивают управление силами и средствами ГО, готовыми в любой момент придти на помощь людям, терпящим бедствие. Результат общей работы зависит от их профессионализма, который постоянно оттачивается на учениях и тренировках, где самое главное - умелое взаимодействие, взаимовыручка и взаимная поддержка. Ведь обеспечить безопасность населения как в военное, так и в мирное время – основная функция любого государства.

Многое из намеченного по созданию безопасного жизненного пространства для жителей и гостей Татарстана к сегодняшнему дню уда¬лось претворить в жизнь. Силы гражданской обороны республики активно осваивают современную технику и передовые технологии, улучшают подготовку личного состава. Поэтому нам вместе с коллегами из министерств и ведомств, предприятий и организаций Татарстана предстоит реализовать все намеченные мероприятия для обеспечения максимальной защиты населения от всевозможных угроз.

В этот знаменательный день выражаю огромную признательность ветеранам гражданской обороны, посвятившим свою жизнь делу обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Ваш богатый опыт, мудрость, благородные дела и поступки всегда являются для нас вдохновляющей силой.

Хочу, пользуясь случаем, от всей души независимо от ведомственной принадлежности поблагодарить всех руководителей и специалистов, работающих сегодня в системе ГО республики. Они являются достойными продолжателями славных дел ветеранов МПВО и гражданской обороны. От всей души желаю вам крепкого здоровья, выдержки, счастья, успехов в вашем благородном труде на благо нашей республики, а ветеранам гражданской обороны - оптимизма и долголетия!


Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)