25 октября 2022, 16:03
8
27 минут

Среднесрочный прогноз возможных происшествий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Татарстан на ноябрь 2022 года (активная интернет-ссылка на раздел "Оперативная информация" сайта ГУ МЧС России по РТ обязательна!)

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ

возможных происшествий и чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера на территории

Республики Татарстан на ноябрь 2022 года

I. Оценка состояния явлений и параметров происшествий (ЧС)

 за сентябрь 2022 года

1.1. Чрезвычайные ситуации

За отчетный период на территории Республики Татарстан чрезвычайные ситуации не зарегистрированы (АППГ - 0).

С начала года чрезвычайные ситуации не зарегистрированы (АППГ - 4).

1.2. Техногенная обстановка

1.2.1. Техногенные пожары

За сентябрь зарегистрировано 383 пожаров (АППГ - 313, увеличение на 22,4%), погибли 10 человек (АППГ - 11, уменьшение на 9%), спасены 29 человек (АППГ - 79, уменьшение на 63,3%).

График 1


Динамика изменения количества техногенных пожаров

1.2.2. Дорожно-транспортные происшествия

За сентябрь для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) пожарно-спасательные подразделения привлекались 276 раз (АППГ - 280, уменьшение на 1,4%). Количество погибших в результате ДТП 31 (АППГ - 32, уменьшение на 3,1%). Количество спасенных людей в результате реагирования на ДТП 127 (АППГ- 123, увеличение на 3,3%).

График 2


Динамика изменения количества дорожно-транспортных происшествий

1.2.3. Функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства

По данным автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» за период с 1 по 30 сентября 2022 года на объектах ЖКХ зафиксировано 204 аварийных отключения (на системах холодного водоснабжения - 201, на системах теплоснабжения - 3). Все аварии носили локальный характер и были устранены в сроки от 1 часа до 3 суток. Основные причины отключений - порывы трубопроводов, внутридомовые порывы и свищи на системах внутреннего водоснабжения.

1.3. Природная обстановка

1.3.1. Метеорологическая обстановка

В сентябре 2022 г. на территории Республики Татарстан преобладала спокойная погода с обильными осадками. Средние месячные температуры составили +11..+12°С, что в основном около нормы, в Предволжье и Арске на 1°С холоднее обычного. За месяц в большинстве районов выпало осадков больше климатической нормы - 60-100 мм (135-205 % нормы), в Кайбицах, Дрожжаном, Чулпаново, Акташе, Азнакаево и Бугульме близко к норме - 40-55 мм (80-120 % нормы).

В отдельные дни при прохождении атмосферных фронтов местами отмечался сильный ветер порывами 15-20 м/с и гроза, во 2-ой декаде в ночные и утренние часы в отдельных районах наблюдался туман. 1-3 сентября при западных и юго-западных воздушных потоках местами на западе Татарстана по данным метеорологической станции Дрожжаное и Арск наблюдалась мгла - причиной стали лесные пожары в Нижегородской области и Республике Марий Эл.

1.3.2. Гидрологическая обстановка

В сентябре на Куйбышевском водохранилище продолжилось плавное понижение высоты горизонта воды. В целом за прошедший месяц уровни воды Куйбышевского водохранилища в пределах территории Татарстана понизились на 46-72 см. Уровень воды Куйбышевского водохранилища у Верхнего Услона 30 сентября составил 51,68 м БС, что выше среднемноголетнего уровня воды на дату на 5 см, ниже нормального подпорного уровня на 132 см и выше прошлогоднего уровня на 99 см.

Нижнекамский гидроузел в сентябре работал в режиме суточного и недельного регулирования, на водохранилище наблюдалась относительная стабилизация горизонта воды. Уровень воды Нижнекамского водохранилища у Набережных Челнов 30 сентября составил 63,36 м БС, что выше прошлогоднего уровня на 15 см, выше среднемноголетнего значения на дату на 64 см.

1.3.3. Происшествия на водных объектах

За сентябрь произошло 7 происшествий на воде (АППГ - 3, увеличение в 2,3 раза), погибли 7 человек (АППГ - 2, увеличение в 3,5 раза), спасен 1 человек (АППГ - 1).

График 3


Динамика изменения количества происшествий на водных объектах

1.3.4. Эпидемиологическая обстановка

По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по состоянию на 30.09.2022г. в Республике Татарстан нарастающим итогом зарегистрировано 179857 случаев новой коронавирусной инфекции, 2004 летальных случаев пациентов с COVID-19. Выздоровели нарастающим итогом - 172143 человека.

1.3.5. Эпизоотическая обстановка

По состоянию на 30.09.2022г. на контроле следующие карантинные мероприятия:

- 1 случай бешенства животных в Рыбно-Слободском муниципальном районе;

- 9 очагов заболевания африканской чумы свиней в Спасском, Чистопольском, Мамадышском, Верхнеуслонском и Рыбно-Слободском муниципальных районах.

По факту обнаружения инфекции определены эпизоотические очаги, угрожаемые зоны и зоны наблюдения. Государственной ветеринарной службой Республики Татарстан проводятся организационно-хозяйственные и ветеринарно-санитарные мероприятия в соответствии с приказом Министерства России от 28.01.2021 №37 «Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней».

1.3.6. Фитосанитарная обстановка

Неравномерное выпадение осадков в первой и второй декадах сентября привело к пестроте влагообеспеченности посевов поздних культур и озимых культур урожая будущего года, в отдельных районах сохранялось опасное агрометеорологическое явление «почвенная засуха», что осложнило условия прорастания и появления всходов озимых культур. Обильные осадки в последней пятидневке месяца способствовали увеличению влагозапасов почвы, по данным большинства наблюдательных подразделений отмечено прекращение почвенной засухи.

1.4. Оправдываемость прогноза

Оправдываемость прогноза за прошедший период составила 93%.

II. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на ноябрь 2022 года

2.1. Природные источники происшествий (ЧС)

На территории Республики Татарстан в ноябре наиболее вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера не выше муниципального уровня, обусловленных проявлением опасных метеорологических явлений - сильным ветром (скорость ветра, включая порывы - 25 м/с и более), сильными или продолжительными осадками, комплексом неблагоприятных метеорологических явлений.

По статистике основной ущерб наносится жилому фонду, объектам энергетики и связи.

2.1.1. Риски возникновения опасных метеорологических явлений

На территории Республики Татарстан в ноябре среднемесячная температура воздуха прогнозируется в пределах нормы среднемноголетнего значения (среднемноголетнее значение для ноября - 2,7° гр. мороза).

При проявлении опасных и комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, в особенности при прохождении активных атмосферных фронтов на территории республики прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение условий жизнедеятельности населения) до муниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабо укрепленных, широкоформатных, ветхих и рекламных конструкций; нарушениями в системе ЖКХ, работе всех видов транспорта (источник ЧС - сильный снег, сильный порывистый ветер, сложные гололедно-изморозевые отложения).

2.1.2. Прогноз гидрологических явлений

Сложившаяся и ожидаемая гидрометеорологическая обстановка позволяет ожидать установление ледостава на Куйбышевском водохранилище в пределах территории Татарстана в сроки близкие к средним многолетним датам.

На Нижнекамском водохранилище наиболее вероятная ожидаемая дата начала ледостава приходится на 22 ноября, что позже среднемноголетних дат на 7 дней.

На реке Вятка появление плавучего льда ожидается в первой половине ноября, в сроки на 5 - 7 дней позже нормы. В створе наблюдений гидропоста р.Вятка - Вятские Поляны появление плавучего льда ожидается 07 - 14 ноября (среднемноголетняя дата 05 ноября).

Появление плавучего льда на р.Белая ниже г.Уфа ожидается в сроки близкие к средним многолетним.

Чрезвычайные ситуации гидрологического характера маловероятны.

2.1.3. Риски возникновения опасных геологических явлений

По данным ФГБУ «Гидроспецгеология» в целом активность оползневого процесса в осенне-зимний период на территории Республики Татарстан ожидается низкой.

2.1.4. Риски возникновения происшествий на водных объектах

В период становления ледостава повышается вероятность возникновения происшествий и случаев гибели людей на водных объектах республики - отрыва льдин с рыбаками любителями, провалов людей и техники под тонкий неокрепший лед водоемов (источник ЧС - нарушения правил безопасного поведения на водных объектах).

Наибольшее количество случаев гибели людей на воде прогнозируется в городах и районах, прилегающих к акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ: г.Казань, г.Набережные Челны, Зеленодольский, Лаишевский, Чистопольский, Нижнекамский, Тетюшский, Верхнеуслонский, Тукаевский, Алексеевский, Рыбно-Слободской, Камско-Устьинский, Мамадашский, Елабужский, Менделеевский, Актанышский, Мензелинский, Спасский муниципальные районы.

2.1.5. Риски возникновения биологической опасности

Прогноз возникновения эпидемий

Прогнозируется снижение уровня заболеваемости COVID-19. Вирусологи отмечают протекание коронавирусной инфекции у заболевших по типу ОРВИ и в бессимптомных формах.

В осенне-зимний период сохранится сезонной рост заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом.

Сохраняются случаи отравления химическими веществами, лекарственными, наркотическими препаратами. Возможны выявления единичных случаев вспышек острых кишечных инфекций.

Прогноз возникновения эпизоотий

Существует риск выявления случаев заболевания диких и домашних (парнокопытных) животных вирусом ящура.

Сохраняется риск возникновения очагов высокопатогенного гриппа птиц на территории Республики Татарстан.

Cохраняется вероятность регистрации единичных случаев бешенства диких и домашних животных.

Существует риск выявления единичных случаев заболевания африканской чумы свиней.

Сохранятся случаи заболевания вирусным лейкозом крупного рогатого скота в хозяйствах, не охваченных плановыми мероприятиями по оздоровлению от лейкоза.

2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС)

2.2.1. Риски возникновения аварии на объектах энергоснабжения и ЖКХ

В период прохождения отопительного сезона увеличивается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий до локального уровня, связанных с авариями в работе систем коммунального жизнеобеспечения на территории республики (источник ЧС - износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил, опасные метеорологические явления).

Анализируя статистические данные по количеству аварийных ситуаций за последние годы и учитывая высокий уровень износа коммунальных сетей (в целом по Татарстану более 60%), можно спрогнозировать максимальное количество аварий на системах жизнеобеспечения в городах - Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске.

2.2.2. Риски возникновения происшествий (ЧС) на транспорте

Автомобильный транспорт

Прогнозируется вероятность ЧС, связанная с затруднением в движении транспорта, перекрытием трасс для движения и увеличением количества ДТП на автодорогах федерального, регионального и местного значения на территории республики (источник ЧС - опасные метеорологические явления, несоблюдение правил дорожного движения, несоответствие дорожного полотна требованиям безопасного движения, техническая неисправность автомобиля, человеческий фактор).

Наиболее вероятно возникновение происшествий на аварийно-опасных участках следующих автодорог: трасса М7 - в Зеленодольском (753-759 км), Пестречинском (856-861, 864 км), Мамадышском (960-961 км), Елабужском (985-1013 км), Тукаевском (1068 км), Мензелинском (1081-1087 км и 1105-1124 км), Актанышском (1141-1144 км) районах; трасса М5 - в Бугульминском (1249-1253 км) и Бавлинском (1260-1266 км) районах; автодорога Казань-Оренбург - в Лаишевском (45-46 км) и Альметьевском (191-200 км) районах; трасса Казань-Буинск-Ульяновск – в Верхнеуслонском (21-24 км) и Буинском (93-95 км) районах; трасса Йошкар-Ола-Зеленодольск - в Зеленодольском районе (111-114 км); трасса Цивильск-Ульяновск - в Дрожжановском районе (129-131 км).

Все участки расположены в пределах зон нормативного прибытия пожарно-спасательных сил.

Железнодорожный транспорт

Сохраняется вероятность возникновения происшествий (ЧС), связанных с авариями на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов.

Причинами происшествий может стать несоблюдение водителями автотранспортных средств ПДД (выезд на железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора), отсутствие автоматических шлагбаумов на железнодорожных переездах, ошибки диспетчеров и машинистов).

Авиационный транспорт

Возможно возникновение происшествий (ЧС), связанных с эксплуатацией и испытаниями авиационного транспорта. Определяющими факторами авиационных происшествий являются нарушения правил подготовки и выполнения полетов, сверхнормативная загрузка, нарушения в технической оснащенности судов, опасные метеорологические явления.

Объекты метрополитена

В результате ведения работ по прокладке линий метрополитена, ремонтно - восстановительных работ объектов ЖКХ и ветхости инфраструктуры ЖКХ, существует риск обвалов грунта, обрушения стен, потолков и перекрытий на объектах ЖКХ, метрополитене, подземных переходах и на объектах с массовым пребыванием людей.

Водный транспорт

Навигация на реках Волга и Кама ежегодно продолжается вплоть до середины - второй декады ноября. Навигация маломерных судов на прочих реках закрывается при появлении первых признаков ледообразования водоемов - в первой половине ноября, при этом, зажорные явления маловероятны (по многолетней статистике наблюдались крайне редко).

Средние многолетние значения происшествий на воде показывают снижение происшествий по сравнению с октябрем в результате сезонного снижения антропогенных источников. В то же время сохраняется угроза происшествий, связанных с судоходством в условиях ограниченной видимости (при тумане).

2.2.3. Взрывы бытового газа, отравление угарным газом

Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах и с этим риск внезапного обрушения зданий (источник ЧС - нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования, неосторожное обращение с огнем, хранение в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, сильный износ газового оборудования, ветхое состояние зданий и сооружений).

  Сохраняется вероятность возникновения отравлений людей угарным газом, при нарушении правил эксплуатации печи и газового оборудования, либо вследствие их неисправности, а также в гаражах в условиях не соблюдении мер безопасности при эксплуатации автомобилей.

2.2.4. Техногенные пожары (взрывы)

В связи с понижением температурного фона прогнозируется риск увеличения количества техногенных пожаров и погибших на них (источник ЧС - нарушения требований пожарной безопасности, использование неисправного печного, электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неисправность и сильный износ электропроводки).

Наиболее вероятно возникновение техногенных пожаров (взрывов) в крупных городах - Казани, Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Елабуге.

2.2.5. Риски возникновения происшествий (ЧС) на потенциально-опасных объектах

Существует вероятность возникновения аварий на химически, радиационно, биологически и пожаровзыроопасных объектах (источник ЧС - отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации).

2.2.6. Риски возникновения аварий на магистральных трубопроводах

Существует вероятность возникновения аварий на базах смешения и перекачки нефти, насосно-перекачивающих, линейных производственно-диспетчерских и компрессорных станциях, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах (источник ЧС - дефекты оборудования, несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, нарушения требований безопасности, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ).

2.2.7. Риски возникновения происшествий на полигонах, свалках твердых бытовых (коммунальных) отходов

Существует вероятность возникновения происшествий (ЧС) на полигонах, свалках твердых бытовых (коммунальных) отходов (источник ЧС - нарушение технологии захоронения, поджог).

2.2.8. Существует вероятность превышения максимальной разовой ПДКм.р. загрязняющих веществ.

2.3. Другие риски происшествий (ЧС)

2.3.1. Существует риск потери ориентира людей в природной среде, в том числе при несанкционированном посещении туристических (экскурсионных) маршрутов, спелеологических объектов.

2.3.2. Прогнозируется вероятность совершения террористических актов в местах массового пребывания людей, социально-значимых объектах и объектах торговли (торговые центры, розничные рынки, агропромышленные парки). Источник ЧС - проявление деятельности радикально настроенных и религиозных группировок и т.п.

Приведенные прогностические оценки рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в соответствии со складывающейся обстановкой на территории Республики Татарстан будут уточняться в краткосрочных и оперативных прогнозах.

III. Рекомендуемые превентивные мероприятия

Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций рекомендовать:

- в целях повышения оперативности и эффективности мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе биолого-социального характера, принять к сведению рекомендации Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по действиям различных групп населения, размещенные на сайте учреждения;

- организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения;

- организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий;

- проверить готовность сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий аварий и ЧС;

- организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС;

- совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;

- проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.;

- обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры и организовать контроль за этой работой;

- органам, уполномоченным решать задачи в области противопожарной безопасности, усилить работу по недопущению пожаров;

- обеспечить выполнение мероприятий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2022 №148 «О мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан в 2022 году»;

- обеспечить выполнение мероприятий согласно распоряжению КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 03.10.2022 №20-22р «Об утверждении Плана действий министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан по ликвидации чрезвычайных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве, связанных с авариями на предприятиях топливно-энергетического комплекса в зимний период».

Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, главам муниципальных образований и сельских поселений Республики Татарстан:

- в связи с прогнозируемыми метеорологическими условиями проверить готовность служб экстренного реагирования, при необходимости усилить службы;

- организовать обследования состояния зданий и сооружений, при этом особое внимание обратить на состояние ветхих зданий, зданий находящихся в аварийном состоянии, подлежащих сносу или демонтажу. В случае необходимости предусмотреть укрепление зданий и сооружений, защиту витрин и окон в жилом фонде, объектах соцкультбыта;

- принять меры по обеспечению своевременного развертывания пунктов временного размещения с соблюдением необходимых мер по обеспечению санитарных требований и обеспечением пострадавших граждан всей необходимой помощью;

- провести проверку готовности резервных источников энергоснабжения;

- обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для забора воды пожарными автомобилями;

- обеспечить устойчивую работу средств оповещения людей о пожаре;

- усилить контроль за соблюдением технологических правил захоронения твёрдых бытовых отходов и противопожарного режима на полигонах;

- не допускать образования несанкционированных свалок мусора, принимать меры по очистке территорий от скопившегося мусора и ликвидации стихийных свалок;

- продолжить работу с населением по соблюдению требований пожарной безопасности и порядку действий при возникновении пожара на территориях населенных пунктов, садоводческих или огороднических товариществ, организовать взаимодействие в данном направлении со средствами массовой информации;

- продолжить использование мобильного приложения МЧС России «Термические точки»;

- продолжить регулярную пропаганду во всех видах СМИ соблюдения правил пожарной безопасности и эксплуатации бытового (сетевого и баллонного) газа.

Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий:

- особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом;

- обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации;

- совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных трассах наиболее уязвимых к возникновению ДТП, в том числе провести уточнение планов «прикрытия» наиболее опасных по количеству и тяжести ДТП участков дорог;

- осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов) и предрейсовой подготовки водителей, задействованных в перевозке;

- обеспечить своевременное информирование населения об ухудшении состояния дорожного покрытия, обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.

- ответственным ведомствам и организациям обеспечить контроль состояния дорожного покрытия;

- совместно с органами ГИБДД обеспечить проведение рейдов и проверок автовладельцев на предмет грубых нарушений.

Для предотвращения происшествий и ЧС на водных объектах организовать:

- контроль обстановки на водных объектах с целью предотвращения происшествий с участием людей и техники;

- проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев и гибели людей на водных объектах.

В период прохождения отопительного сезона и дальнейшего предотвращения аварий на системах жизнеобеспечения обеспечить:

- проведение работ по профилактике, ремонту и замены оборудования, теплоиспользующих установок, трубопроводов тепловых сетей, подстанций, внутренних систем теплоснабжения зданий;

- корректировку перечней и создание (восполнение) аварийных запасов оборудования, материалов из расчета объема эксплуатируемого оборудования;

- выполнение при необходимости комплекса работ по ремонту строительных конструкций зданий и сооружений (утепление, остекление, ремонт кровли и т.д.).

- техническую защиту теплотрасс от теплопотерь и размораживания, систем энерго-газоснабжения, водозаборов и других объектов обеспечения жизнедеятельности от несанкционированного вмешательства.

- готовность к ликвидации возможных аварий в системе ЖКХ.

При использовании "Оперативной информации" сайта Главного управления активная интерне-ссылка на раздел обязательна!

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (843) 288-46-96
Единый «телефон доверия»
gu@16.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)