В Российской Федерации на последние 5 лет (в период с 2015 по 2019 г.г.) на объектах здравоохранения произошел 651 пожар, на которых погибло 30 человек, получили травмы различной степени тяжести 71 человек, материальный ущерб от пожаров составил более 128 млн. руб.
Основными причинами пожаров в лечебных учреждениях Российской Федерации явились:
- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов – 347 пожаров или 53,3 % от общего количества;
- неосторожное обращение с огнем – 156 пожаров (24%);
- умышленное уничтожение (повреждение) чужого имущества путем поджога – 69 пожаров (10,6%).
За последние 5 лет (в период с 2015 по 2019 г.г.) обстановка с пожарами и их последствиями на объектах социальной сферы Республики Татарстан с круглосуточным пребыванием людей характеризуются следующими основными показателями:
- произошло 11 пожаров;
- на пожарах погибших и травмированных не допущено;
- материальный ущерб от пожаров составил более 1,7 млн. рублей.
Распределение количества пожаров и их последствий на данных объектах по ведомствам показано наблюдать на слайде.
Основными причинами пожаров в Республике Татарстан явились:
- поджог – 3 пожара или 27,3% от общего числа пожаров;
- неосторожное обращение с огнем – 2 пожара;
- нарушение ППБ при проведении электрогазосварочных работ – 2 пожара;
нарушение правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов – 2 пожара.
В текущем 2020 году в лечебных учреждениях Российской Федерации уже произошло 58 пожаров, на которых погибло 11 человек, получили травмы 2 человека, материальный ущерб от пожаров составил более 700 тыс. руб.
Так, в мае текущего года в Российской Федерации произошло 3 значимых пожара в больницах Святого великомученика Георгия на Северном проспекте в Санкт-Петербурге с гибелью 5 пациентов и в Городской клинической больнице имени С.И.Спасокукоцкого в Москве с гибелью 1 пациента. Обе больницы были перепрофилированы в инфекционные стационары, в которых оказывали экстренную медицинскую помощь пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями и пневмонией, причиной которых является коронавирусная инфекция COVID-19.
К сожалению, третий пожар в лечебных учреждениях с гибелью людей произошел 22 мая 2020 года Зеленодольской центральной районной больнице, на котором погибло 3 пациента, получил травму 1 пациент, материальный ущерб от пожара в настоящее время устанавливается. По данным фактам пожаров СКР возбуждены уголовные дела, ведутся следственные действия.
Следует отметить, что объекты социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований относятся к категории чрезвычайно высокого и высокого риска и любое происшествие, связанное с пожарами несет прямую угрозу жизни и здоровью людей с наступлением тяжких последствий. Примеру тому служат происходящие пожары на территории Российской Федерации в последние годы.
В целом на территории Республики Татарстан органами государственного пожарного надзора на учет взято 296 объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, в том числе 71 объект социальной защиты населения, 155 здравоохранения и 70 образования.
С 2019 года проведено более 300 мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, уважаемые участники совещания, состояние пожарной безопасности отдельных учреждений республики вызывает серьезную тревогу.
Несмотря на проводимый комплекс мероприятий, анализ состояния пожарной безопасности показывает, что ряд объектов не отвечают требованиям пожарной безопасности и не обеспечивают требуемый уровень пожарной безопасности прибывающих в них людей.
Так, в ходе проведенных мероприятий по надзору выявлено более 1300 нарушений требований пожарной безопасности. Мониторинг состояния пожарной безопасности объектов указанной категории показывает, что 119 объектов эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности, причем большую часть из них составляют объекты здравоохранения – 94.
Большую роль в защите объектов социальной сферы играют современные системы пожарной автоматики. Как вы понимаете, речь идет об оборудовании объектов автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре. В совокупности данные системы значительно повышают противопожарную защиту объектов и позволяют своевременно обнаружить и оповестить обслуживающий персонал и пациентов о пожаре.
Однако, 7 объектов частично не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Это 5 больниц г. Казани и 2 в г. Альметьевске.
Более того, на отдельных объектах имеющиеся системы пожарной автоматики не обслуживаются специализированными организациями, что соответственно приводит к выходу их из строя. Данная проблема актуальна для 25 объектов, в том числе 21 объекта здравоохранения, 1 объекта социальной защиты населения и 3 объектов образования.
Отдельно хочу отметить объекты, на которых тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует нормативным требованиям. Данные нарушения имеются в 18 зданиях 7 муниципальных образований республики, из них: 6 в г. Казани, 5 в Нижнекамском, 3 в Сармановском, по 1 в Буинском, Лаишевском, Аксубаевском и Альметьевском районах.
Также в качестве недостатков следует отметить несоответствие текста оповещения требованиям норм, это относится к вышеуказанным объектам.
Уважаемые коллеги, не могу не остановиться на вопросе реализации требований статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части внедрения систем автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия персонала объекта.
Хотел бы напомнить, что данные системы создают наиболее эффективные условия для своевременного выявления пожара, исключают человеческий фактор в принятии решений о передаче сигналов о пожаре и в конечном итоге уменьшают время реагирования пожарных подразделений к месту возникновения пожара.
Вместе с тем, на сегодняшний день остаются не подключенными 14 больниц в 11 муниципальных образованиях. При этом лишь в 67 учреждениях здравоохранения данные системы обслуживаются специализированными организациями.
До настоящего времени на 7 объектах здравоохранения и 1 объекте социальной защиты электрооборудование эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности, это учреждения Атнинского, Буинского, Аксубаевского, Альметьевского, Сармановского, Камско-Устьинского, Арского и Нижнекамского районов.
Как я уже отметил ранее, в учреждениях здравоохранения РФ 53% пожаров происходит именно из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования.
Еще одним из важнейших условий безопасной эвакуации людей из здания является соблюдение проектных решений, содержание эвакуационных путей и выходов в надлежащем состоянии, однако в ряде объектов имеются серьезные нарушения в данном вопросе.
Так, в 28 объектах на путях эвакуации применяется горючая отделка: это 11 объектов г. Казани, по 4 объекта в Чистопольском и Нижнекамском районах, и по одному объекту в 10 других муниципальных образованиях, которые вы можете увидеть на слайде.
На 8 объектах ширина и высота эвакуационных путей и выходов не соответствует нормативным: по 2 объекта в Нижнекамском и Чистопольском районах, по 1 в Буинском, Менделеевском, Камско-Устьинском районах, а также в г. Казань.
К серьезнейшим нарушениям также относится открывание дверей не по ходу движения эвакуации. Данная проблема актуальна для 12 объектов: 2 объекта в г. Нижнекамск, по 1 объекту в городах Казань и Набережные Челны, Арском, Балтасинском, Буинском, Кукморском, Муслюмовском, Менделеевском, Сармановском и Камско-Устьинском районах
На 27 объектах двери лестничных клеток и поэтажных коридоров не оборудованы устройствами самозакрывания: 6 объектов г. Казани, по 2 в г. Набережные Челны, в Лаишевском, Альметьевском, Чистопольском и Нижнекамском районах, по 1 в 9 районах республики.
Двери эвакуационных выходов не открываются свободно изнутри без ключа на 16 объектах: 4 в г. Казани, по 2 в г. Нижнекамск и г. Елабуга, по 1 в г. Набережные Челны, Буинском, Высокогорском, Лаишевском, Аксубаевском, Рыбно-Слободском и Камско-Устьинском районах.
Неудовлетворительное состояние путей эвакуации установлено также на 5 объектах социальной защиты и 5 объектах образования.
Имеются не решенные вопросы с обеспечением объектов противопожарным водоснабжением. Так, из-за неисправности противопожарного водопровода данная проблема актуальна для Аксубаевской, Джалильской и Камско-Устьинской ЦРБ и 3 объектов образования, расположенных в г. Казани, Лениногорском и Арском районах.
А в Атнинской, Высокогорской, Верхнеуслонской, Аксубаевской ЦРБ, Дубъязской участковой больнице, "Республиканском наркологическом диспансере в г. Казани и Детском центре медицинской реабилитации в г. Нижнекамске неисправнен внутренний противопожарный водопровод.
Более того, Камско-Устьинская ЦРБ не обеспечена нормативным количеством первичных средств пожаротушения, что в случае возможного пожара будет способствовать быстрому распространению огня.
Аналогичная ситуация на 1 объекте социальной защиты Лениногорского района, а также по 1 объекту образования в г. Казани и Кукморском районе.
На 16 объектах 14 муниципальных образований обслуживающий персонал не обеспечен нормативным количеством средств индивидуальной защиты органов дыхания (не менее 1 СИЗОД на каждого дежурного), это 3 больницы Зеленодольского района, 2 в Высокогорском и по 1 Алькеевском, Арском, Балтасинском, Верхнеуслонском, Кукморском, Лаишевском, Аксубаевском, Альметьевском, Менделеевском Спасском, Камско-Устьинском районах, а также в г. Казань.
На 31 объекте не произведена обработка огнезащитным составом сгораемых конструкций чердачных помещений. Перечень объектов показан на слайде.
Безусловно, решение вышеперечисленных вопросов требует значительных финансовых затрат. Но при этом в ходе мероприятий по надзору выявляются нарушения режимного характера, такие как загромождение эвакуационных путей и выходов, подъездов и проездов к зданию, не соблюдение режима курения, ограничение доступа к первичным средствам пожаротушения, источникам наружного и внутреннего водоснабжения и т.п.
Безусловно, выполнение всех требований пожарной безопасности сводят к минимуму вероятность возникновения пожаров и наступления тяжких последствий от них, но не позволяют со 100% уверенностью исключить возникновение пожара, так как присутствует человеческий фактор (курение, неосторожное обращение с огнем, эксплуатация электрооборудования..).
При этом основным фактором исключения негативных последствий при наступлении чрезвычайной ситуации является обученность и слаженность действий обслуживающего персонала в случае возникновения пожара.
Учитывая это, должностными лицами органов Государственного пожарного надзора в ходе проводимых мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности оказывается практическая помощь в разработке пожарно-профилактических мероприятий, обучение обслуживающего персонала мерам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара.
Однако, до настоящего времени обслуживающий персонал Верхнеуслонской ЦРБ не обучен пожарно-техническому минимуму. Более того, в 5 объектах персонал не знает свои действия в случае возникновения пожара, это: Алексеевская и Рыбно-Слободская ЦРБ, Городская больница №11, Городская клиническая больница №12, Детская городская клиническая больница №7" г. Казани.
Уважаемые коллеги, в связи с вышеизложенным считаю необходимо:
принять безотлагательные меры по устранению имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, в первоочередном порядке по приведению в исправное состояние автоматических систем противопожарной защиты, обеспечить их своевременное техническое обслуживание специализированными организациями;
провести мониторинг исправности систем автоматической противопожарной защиты с составлением соответствующих актов исправности систем и в установленном порядке до 10 июня направить в территориальные органы Государственного пожарного надзора;
обеспечить непрерывное пребывание обслуживающего персонала в помещениях, где размещены контрольно-приемные приборы автоматической противопожарной защиты;
провести ревизию исправности электрооборудования, состояния источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения, состояния путей эвакуации и выходов, состояние огнезащитной обработки строительных конструкций;
провести дополнительные инструктажи с обслуживающим персоналом по мерам пожарной безопасности и отработку практических действий в случае возникновения пожара и эвакуации не реже 1 раза в квартал , с актуализацией планов эвакуации;
активизировать работу по обучению руководителей и должностных лиц по программам пожарно-технического минимума;
усилить контроль за соблюдением противопожарного режима в подведомственных учреждениях (применение и использование открытого огня, курение, использование электротехнических и электробытовых приборов);
создать в каждом учреждении добровольную пожарную охрану из числа работающего персонала;
обеспечить обслуживающий персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания.
регулярно рассматривать состояние пожарной безопасности подведомственных учреждений на коллегиях и совещаниях.