Информация
«О мерах по обеспечению безопасности на водных объектах в период межсезонья в Республике Татарстан»
Кратко об общей обстановке.
С начала года на водных объектах зарегистрированы 103 происшествия, на которых погибли 84 человека, в том числе 10 детей, спасены 56 человек (в том числе 6 детей).
За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 81 происшествие, погибли 63 человека, в том числе 4 детей, спасены 44 человека (в том числе 2 ребёнка).
Причины происшествий показаны на слайде.
Причины происшествий Погибло человек
(в т.ч. детей)
с начала года Спасено человек
(в т.ч. детей )
с начала года
Купание в необорудованном месте 54 (5) 6 (1)
Падение в воду (с берега, пирса, лодки во время рыбалки и т.п. в результате ухудшения состояния здоровья или в состоянии алкогольного опьянения) 27 (4) 2
Подводная охота 1
Провал под лед 1 14
Авария с маломерным судном 1 13 (5)
Отрыв льдины 17
Эвакуация в результате тех. причин или погодных условий 4
ИТОГО 84 (10) 56 (6)
Основными причинами гибели людей на водных объектах в текущем году являются:
- купание в необорудованных местах. По данной причине погибли 54 человека (что составляет 65 % от общего количества погибших), из них 35 человек купались в состоянии алкогольного опьянения;
- вторая причина гибели – в результате падения в водоем с берега, с лодки. Так, в текущем году погибли по данной причине 27 человек (что составляет 32 % от общего количества погибших). Из них 8 человек погибли в результате падения с маломерных судов, в результате резкого ухудшения погодных условий, нарушения правил маневрирования, нахождения в состоянии опьянения, при этом в момент падения с лодок все были без спасательных жилетов.
Ежегодно, в результате выхода на маломерных судах при неблагоприятных условиях, в состоянии алкогольного опьянения, при нарушении правил плавания погибают около 7 человек. При этом количество районов, в которых регистрируются данные случаи, уменьшается.
Так, в 2018 году в 11 муниципальных образованиях зарегистрированы происшествия с падением с маломерных судов, в 2020 году в 6 муниципальных образованиях. Возраст погибших также меняется (в 2018 году старше 50 лет; в 2019 году и 2020 году в основном то 30 до 40 лет).
Год Погибло Спасено Наименование муниципальных образований в которых зарегистрированы происшествия Возраст
погибших
2018 8 16 В 11 муниципальных образованиях:
Арский, Лаишевский, Чистопольский, Спасский, Рыбно-Слободской, Тукаевский, Заинский, Верхне-Услонский, Агрызский, Зеленодольский, Мамадышский муниципальные районы
39, 52, 53, 57, 59, 60,65, 69.
2019 7 9 В 8 муниципальных образованиях:
Лаишевский, Чистопольский, Нижнекамский, Спасский, Камско-Устьинский, Нижнекамский муниципальные районы, в г. Казани, в г. Набережные Челны 28,33,39,40,52,56,77.
2020 8 16
(в т.ч. 5 детей) В 6 муниципальных образованиях:
Нижнекамский, Менделеевский, Зеленодольском, Мамадышском, Чистопольском муниципальных районах и в г. Казани.
33,35,38,39,52,60, 65, 79.
ИТОГО 23 41
В результате анализа обстоятельств данных происшествий, установлено, что если в момент происшествия данные люди находились в спасательных жилетах, трагических итогов было бы меньше.
Приведу наиболее характерные происшествия.
В текущем году, 4 июля, в Менделеевском муниципальном районе, 7 человек, в том числе ребенок 5 лет вышли на лодке «Казанка» (с вместимостью до 4 человек) без спасательных жилетов. В результате не правильного маневрирования перевернулись. Шестеро человек и ребенок были спасены очевидцем, один мужчина погиб – он и являлся судоводителем.
Если бы не помощь проплывающего судоводителя, мы бы имели резонансное происшествие, аналогичное происшествию в акватории залива Импилахти Ладожского озера, где погибли трое подростков, двое смогли самостоятельно добраться до берега. Подростки отправились на прогулку по акватории озера на алюминиевой лодке типа «Казанка» с мотором без спасательных жилетов при неблагоприятных погодных условиях. В ходе движения лодка опрокинулась.
Для сведения: 04.07.2020 Менделеевский МР, вблизи села Икское Устье, река Кама.
В 17 ч. 04 мин. по системе 112 в ЕДДС поступило сообщение о том, что утонул мужчина. Со слов очевидцев установлено, что семь человек (из них один ребенок) катались на лодке «Казанка» с мотором, все были без спасательных жилетов. В результате резкого маневра лодка перевернулась на расстоянии 500 метров от берега. Хозяин лодки, спасая жену и ребенка, наглотался воды. Мимо проплывающий катер увидел, что лодка перевернулась и людям требуется помощь, оказал пострадавшим помощь и доставил всех на берег. Мужчину в бессознательном состоянии передали карете скорой помощи. После нескольких попыток откачать пострадавшего, бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть.
А то, что употребление алкоголя и управление маломерным судном - несовместимы, показало недавнее происшествие с гибелью мужчины. На прошлой неделе (8 октября) очевидцами на р. Кама около н.п. Тарловка Мамадышского муниципального района обнаружено тело мужчины 1968 года рождения, который пропал 5 октября во время рыбалки около н.п. Вандовка, в обнаруженной ПВХ лодке была пустая водочная бутылка, погибший был так же без спасательного жилета.
Для сведения:
06.10.2020г. в 13.53 (мск) в ЕДДС Чистопольского МР по системе «112» от ОД ЕДДС Мамадышского МР поступило сообщение о том, что по адресу: р. Кама напротив н.п. Вандовка Мамадышского МР пропал мужчина. Пропавший мужчина 1968 г.р. со своими знакомыми уехал на рыбалку 05.10.2020. Товарищи вернулись с рыбалки 05.10.2020 ориентировочно в 17.00 (мск), пропавший должен был их догнать на моторной лодке, но так и не объявился. А/м пропавшего остался на берегу. Ни лодки, ни мотора не было на месте.
06.10.2020г. сотрудниками Чистопольского ГИМС была обнаружена лодка пропавшего в Мамадышском МР на Сухом Берсуте, лодка была передана сотрудникам полиции Мамадышского МР для проведения следственно-оперативных действий.
Сотрудниками Чистопольского ГИМС был проведен визуальный осмотр правой и левой береговой линии р. Кама, а также водной акватории на площади 35,1кв.км.
Визуальный осмотр результатов не дал.
06.10.2020 к поисковым работам привлечено 10 человек и 2 ед. техники , 2 плав. ср, в том числе от МЧС России по РТ 2 человек 1 плав. ср. , от МЧС РТ 4 человек и 1 ед. техники, 1 плав. ср.
07.10.2020 к поисковым работам привлечено 15 человек и 2 ед. техники , 3 плав. ср, в том числе от МЧС России по РТ 2 человек 1 плав. ср. , от МЧС РТ 4 человек и 1 ед. техники, 1 плав. ср.
08.10.2020 г. 07.00 по системе 112 поступило сообщение, что на берегу р. Кама обнаружен труп мужчины, лежит лицом вниз. Спасатели прибыли на место происшествия, произвели визуальный осмотр береговой линии ниже н.п. Тарасово в 8ч 22 мин было обнаружено тело мужчины. Извлекли утонувшего из воды, доставили до н.п. Черепашье, передали тело мужчины участковому
Основные нарушения, выявляемые в ходе патрулирований, также свидетельствуют о несоблюдении требований безопасности судоводителями. Так, в текущем году количество нарушений по отсутствию спасательных жилетов (598), по нарушению правил плавания (480) по управлению маломерным судном в состоянии опьянения (14) увеличилось по сравнению с прошлыми годами.
КоАП РФ 2018 2019 05.10.2020 ИТОГО
Ст. 11.10 КоАП
(Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах) 519 470 598 1587
Ст. 11.7 КоАП
(Нарушение правил плавания) 185 317 480 982
Ст. 11.8 КоАП
(Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) 614 324 109 1047
Ст. 11.8.1 КоАП
(Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) 28 49 27 104
Ст. 11.9 КоАП
(Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) 10 9 14 33
Помещены на специализированные стоянки 41 25 21 87
Ещё раз хотелось бы напомнить судоводителям основные правила безопасности, которые позволять сохранить жизнь. Перед плаванием необходимо:
1. проверить исправность судна и его механизмов;
2. проверить оснащённость необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Дети всегда должны быть в спасательных жилетах, а при ухудшении погодных условий обязательно надеть спасательные жилеты на всех людей, находящихся на судне.
3. соблюдать разрешённую отдалённость от берега и высоту волны, обязательно нужно получить информацию о предстоящих погодных условиях;
4. иметь при себе средства связи, предупредить родных о месте предполагаемой рыбалки или отдыха.
Изменений в действующее законодательство по предоставлению государственных услуг – а это регистрация, освидетельствование маломерного судна, получение удостоверения на право управления маломерным судном, в этом году нет.
В январе 2021 года МЧС России планирует внести изменения в ряд регламентов по организации надзорной деятельности, правил плавания, требований к базам стоянкам для маломерных судов, ряд других документов.
Соответственно, в следующем году будут внесены изменения в
правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Татарстан (утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2007 г. № 562), а исходя из анализа причин гибели людей, мы будем предлагать обязательное ношение спасательных жилетов на всех членов экипажа плавание маломерных судов в навигацию 2021 года.
Также напоминаю, что согласно этих правил плавание маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с момента открытия навигации до ее закрытия, а на несудоходных – после спада паводковых вод до начала ледостава. На сегодняшний день, температура воды на водных объектах республики около 10 градусов, после понижения температуры воздуха, которое уже прогнозируется в конце текущей недели, температуры воды уже приблизится к зимней, это 3-4 градуса. При такой температуре начинается процесс ледообразования, а на внутренних водоемах, отмелях заливов образуются ледовые закраины. Соответственно, на внутренних водоёмах, в которых будут наблюдается процесс ледообразования плавание маломерных судов необходимо завершить.
На судоходных водоемах ежегодно навигационная (плавучая) обстановка снимается в 20-х числах ноября. Соответствующий нормативный документ издает ГБУ «Волжское Государственное Бассейновое Управление водных путей и судоходства».
Обращаюсь в адрес всех судоводителей маломерных судов: навигацию 2020 года необходимо завершить, поднять маломерные суда с водоемов и провести соответствующие консервационные работы по переводу судов на зимнее хранение.
В связи с приближением периода ледостава водные объекты представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей, при выходе на непрочный, неокрепший лед, не глядя на запрещающие знаки и указатели, не думая о последствиях. Основное количество происшествий в зимний период регистрируются в переходные периоды.
Так, ежегодно в период ледостава регистрируются случае провала людей под лед.
2019-2020:
- погибло – 5 человек;
- спасено – 87 человек.
2018-2019:
- погибло – 3 человека;
- спасено – 39 человек.
2017-2018:
- погибло – 8 человек;
- спасено – 25 человек.
2016-2017:
- погибло – 7 человек;
- спасено – 33 человека.
2015-2016:
- погибло – 8 человек;
- спасено – 73 человека.
2014-2015:
- погибло – 5 человек;
- спасено – 163 человека.
Ежегодно основными причинами гибели людей являются: выход на неокрепший тонкий лёд, несанкционированный выезд на автомобилях граждан на лед для отдыха и рыбалки; использование необорудованных ледовых переправ.
Ежегодно в зимний период регистрируется от 88 до 96 мест массового выхода людей на лед, максимальная общая численность рыбаков составляет десятки тысяч людей.
Для контроля обстановки местах массового выхода населения на лед (любителей подледного лова рыбы), с начала периода ледостава на водных объектах республики МЧС республики будут выставлены круглосуточные спасательные посты с применением судов на воздушной подушке. Запланировано выставить 9 круглосуточных постов в местах наибольшего скопления рыбаков.
В соответствии с Распоряжением КЧС и ОПБ Республики Татарстан с ноября 2020 года (с началом периода ледостава) будет организована работа сводных мобильных патрульных групп муниципальных образований республики.
Основная цель данных мобильных патрульных групп, в период ледостава, пресечение выхода граждан на лед при толщине льда менее 7 сантиметров (согласно пункту 8.4. «Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Татарстан», утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.2014 № 256, с изменениями от 25.06.2014 № 435). Согласно Правил охраны жизни людей на водных объектах – запрещается выход и (или) выезд на лед водных объектов при толщине льда менее 7 сантиметров. При выявлении данного факта, в соответствии со ст. 3.10 КоАП РТ предусмотрено - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. В зимний период 2017-2018 гг. составили 68 административных материалов по ст. 3.10 КоАП (часть 2).
Выезд автотранспорта на лед в местах, где нет оборудованных ледовых переправ запрещен (согласно п. 8.2. Правил охраны жизни людей на водных объектах). При выявлении факта несанкционированного съезда автотранспорта на лед, в соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 8 тысяч до 12 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.
В зимний период 2019-2020 годов в Республике Татарстан запланировано освидетельствовать и допустить к эксплуатации 4 ледовые переправы по следующим маршрутам:
- Верхнеуслонский муниципальный район: н.п. Ст. Аракчино - н.п. Верхний Услон;
- Зеленодольский муниципальный район: г. Зеленодольск - н.п. Нижние Вязовые;
- Мамадышский муниципальный район: с. Соколки - н.п. Новозакамский;
- Елабужский муниципальный район: с. Покровское - н.п. Красный ключ.
Вопрос гибели людей в период формирования ледостава стоит очень остро и особого внимания требует профилактика и не допущение несчастных случаев связанных с детьми.
Количество погибших детей в переходные и зимние периоды предоставлено на слайде.
5 ноября 2011 года в результате провала под лед в г. Казани погибли 2 ребёнка 2000 и 2001 г.р., спасен 1 ребёнок 2001 г.р.
10 марта 2014 года в результате провала автомобиля под лёд на р. Ик в Мензелинском муниципальном районе погиб ребёнок 2001 г.р.;
8 апреля 2016 года в на реке Сулица Верхнеуслонского муниципального района погиб ребёнок 2012 г.р.;
Потенциальная гибель, не приди на помощь спасатели, могла произойти и в двух случаях спасания.
29 апреля 2017 года с оторванной льдины в Менделеевском муниципальном районе спасено 5 человек, среди них находился ребёнок 2003 г.р.;
22 апреля 2018 года в Зеленодольском районе со льда спасено 2 ребёнка 2004 и 2005 г.р.
Профилактическая работа по доведению правил поведения в период ледостава была организована с 1 сентября, на сегодняшний день проведено около восьмисот занятий (797) в общеобразовательных организациях, при этом охват составил более двадцати семи тысяч детей (27177).
Решения по предупреждению несчастных случаев на водных объектах с участием детей определены распоряжением КЧС и ПБ Республики Татарстан от 14 сентября 2020 № 21-20р «О мерах по обеспечению безопасности населения Республики Татарстан на водных объектах в зимний период 2020-2021 годов».
Так, с 1 по 30 ноября 2020 года МЧС Республики Татарстан совместно с Министерством образования будет провиден месячник безопасности на водных объектах в дошкольных и общеобразовательных организациях муниципальных образований Республики Татарстан.
Совместным приказом МЧС и Министерства образования и науки Республики Татарстан с 1 октября до 30 ноября 2020 года проводится конкурс детского рисунка и видеороликов «Буду бдительным на льду и на воде» среди воспитанников дошкольных организаций и учащихся общеобразовательных организаций. Сейчас идет первый этап конкурса.
Уважаемые родители, будьте бдительны в период ледостава, не отпускайте детей одних к водоёмам.
Любителям подледного лова рыбы необходимо помнить, что при попадании человека в холодную воду время идёт не на минуты, а на секунды. А для прибытия самого ближайшего спасательного поста необходимо время. Поэтому обращаюсь в адрес любителей подлёдного лова рыбы:
- следует понимать, что коварство несформированного льда заключается в его неокрепшей структуре. Лёд, не успев сформироваться, разрушается под воздействием солнечных лучей, дождя, тумана, которые нарушают его структуру.
- находясь на осеннем льду, необходимо избегать места, где имеется быстрое течение, родники, выступающие на поверхности кусты, трава, места впадения в водоём ручьев или вливание теплых сточных вод. Категорически нельзя близко приближаться к промоинам и полыньям, с осторожностью подходить к местам, где пробито большое количество лунок.
- безопасным для перехода пешехода является прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков и толщиной не менее 7 сантиметров.
- молочный, белого или матового цвета, лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется в результате смерзания снежинок во время обильного снегопада. Такой лед может проломиться без предостерегающего потрескивания.
В случае провала необходимо быстро освободится от сумок, лечь на живот, широко раскинув руки, и попытаться выползти из опасной зоны. Двигаться нужно только в ту сторону, откуда вы пришли!
Таковы основные правила поведения в период ледостава на водных объектах, при этом обращаю внимание, что после окончания периода навигации не обходимо дождаться становления крепкого прочного льда более 10 см.
И, кратко остановлюсь на теме, с которой начал – зимой всё больше судоводителей используют суда особой конструкции – это различные суда на воздушной подушке, самостоятельно изготовленные или переоборудованные суда. Практически все они подлежать государственной регистрации, судоводитель должен иметь удостоверение на право управления таким типом судов, а также 1 раз в пять лет проходить техническое освидетельствование в ГИМС.
Напомню, управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Управление судном лицом, который не имеет право управлять этим судном или передача управления судном другому лицу, не имеющему права управления влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Управление маломерным судном, который не зарегистрирован в установленном порядке, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
За данные правонарушения так же предусмотрено задержание транспортного средства путем перемещения его в специализированную стоянку где оно храниться до устранения причины задержания (по ст. 11. 8 КоАП РФ (часть 2 – без прав; часть 3 – без регистрации).