На сегодняшний день водные объекты Республики Татарстан практически полностью очищены ото льда. С понедельника 25 апреля полностью завершена работа всех 10 спасательных постов.
На судоходных водоёмах выставляется навигационная (плавучая) обстановка. Соответствующий нормативный документ издает ФГБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», официально навигация открыта с 22 апреля 2022.
Однако хочу напомнить, что, согласно правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Татарстан (утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2007 г. № 562) плавание маломерных судов на судоходных водоёмах разрешается с момента открытия навигации до ее закрытия, а на несудоходных – после спада паводковых вод до начала ледостава.
Пик половодья пройден, по данным УГМС подъём воды происходит только на реке Вятка.
Однако обстановка на водных объектах достаточно сложная – так, за прошедшие выходные наблюдался редкий ледоход, повсеместно вода несёт доски, бревна, остатки растительности, температура воды на водных объектах республики немногим отличается от зимней и составляет всего 3-4 градуса.
Соответственно и риски столкновения с опасными предметами с угрозой оказаться за бортом велики, и они, к сожалению, оправдываются.
Кратко остановлюсь на общей обстановке.
С начала года на водных объектах зарегистрированы 18 происшествий, на которых погибли 6 человек, спасен 21 человек (в том числе 2 детей).
За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 6 происшествий, погибли 5 человек, в том числе 1 ребенок, спасены 2 человека.
Причины происшествий показаны на слайде.
Причины происшествий Погибло человек
(в т.ч. детей)
с начала года Спасено человек
(в т.ч. детей )
с начала года
Провал под лед с техникой
(снегоход, мотобуксир) 8
Провал под лед 1 (1 ребенок)
Эвакуация с весеннего льда 5 (1 ребенок)
Падение в воду (с берега, пирса) 4 2
Падение с лодки 2 5
ИТОГО 6 21 (2 детей)
Уже в апреле зарегистрированы 4 происшествия, связанные с ненадлежащим использованием маломерных судов.
Так, 3 и 21 апреля, в нарушение всех установленных норм, в г. Казани на реке Казанка и в Мензелинском муниципальном районе на реке Ик погибли 2 мужчин 1975 и 1950 годов рождения. Оба, соответственно, были без спасательных жилетов. При этом, в Мензелинском районе рыбалка осуществлялась в тёмное время суток.
24 апреля, в прошедшие выходные дни, в Нижнекамском районе на реке Кама и в Мензелинском районе на реке Ик спасены 5 человек, которые перевернулись на лодках.
В Нижнекамском районе в результате повреждения ПВХ-лодки 2 рыбака оказались в холодной воде, в Мензелинском районе 3 мужчин во время движения на лодке наехали на подводное препятствие (топляк), в результате людей просто выбросило из маломерного судна и они оказались в воде, очевидцы происшествия оказали им помощь и эвакуировали до берега, где один из потерпевших скончался. Все были без спасательных жилетов.
В отношении судоводителей вынесены определения, проводятся административное расследование.
Ежегодно в двадцатых числах апреля, пренебрегая тем, что ещё существует запрет на выход на маломерных судах до выставления навигационной обстановки (оборудования) на судоходных водоёмах, до завершения спада паводковых вод судоводители выходят на маломерных судах, в результате регистрируются происшествия с падением с лодок в холодную воду без спасательных жилетов (статистика за 3 весенних периода представлена на слайде).
Мотивация одна - успеть до 25 апреля (до установления запрета на любительское рыболовство).
В целом ежегодно по причине несоблюдения правил безопасности при выходе на маломерных судах погибают порядка 6 человек.
Год Весенний период За год
2020 погибли 2 6
спасены 0 17
2021 погибли 3 5
спасены 0 10
2022 погибли 2 -
спасены 5 -
Основные нарушения, выявляемые в ходе патрулирований, так же свидетельствуют о несоблюдении требований безопасности судоводителями.
Так, в период навигации в прошлом году выявлены 1173 нарушений, из них 536 судоводителей не обеспечили собственную безопасность и безопасность пассажиров - отсутствовали спасательные жилеты, из них 445 судоводителей нарушили правила плавания, 14 судоводителей управляли маломерным судном в состоянии опьянения.
КоАП РФ 2018 2019 2020 2021
Ст. 11.10 КоАП
(Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах) 519 470 618 536
Ст. 11.7 КоАП
(Нарушение правил плавания) 185 317 521 445
Ст. 11.8 КоАП
(Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) 614 324 113 107
Ст. 11.8.1 КоАП
(Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) 28 49 28 27
Ст. 11.9 КоАП
(Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) 10 9 14 14
Помещены на специализированные стоянки 41 25 22 19
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487). О них я подробно рассказывал на брифингах в 2021 году.
Напомню, основные нормы Правил акцентируют внимание судоводителя на безопасность экипажа.
Так, введены обстоятельства, при которых обязательно нужно надевать индивидуальные спасательные средства, а также уточняется, как нужно их правильно надевать.
Согласно пункта 11 Правил, при плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах),
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно,
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящихся вне судовых помещений.
Закреплена еще одна норма, направленная на безопасность детей, согласно которой перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего запрещено.
При этом применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
Согласно части 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту подлежащего регистрации маломерного судна (или их неисправность, а также в целом несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», относятся к неисправностям, при наличии которых запрещается эксплуатация судов).
Такие меры призваны предупредить гибель людей, при падении с маломерных судов, во время движения в связи с нарушением правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия.
Ещё раз хотелось бы напомнить судоводителям основные правила безопасности, которые позволять сохранить жизнь.
В весенний период, до установления чистой воды и приемлемого температурного режима необходимо одевать спасательные жилеты всем членам экипажей. Это крайне важно.
Именно спасательный, а не страховочный. Что отличает правильный спасательный жилет?
Это наличие подголовника, который в экстренной ситуации поднимет голову над водою человеку без сознания. Это брасс-лямки внизу жилета, которые застегиваются между ног. Они не дадут выскользнуть из жилета. Это правильно распределённая плавучесть жилета, человек в воде расположен лицом вверх спиною вниз.
Второе - чека безопасности. Это не просто приложение для лодочного мотора, это необходимая вещь, которую нужно всегда надевать на руку или цеплять за одежду, независимо от опыта и умения судоводителя. Лодка просто уезжает от хозяина, упавшего за борт, что и произошло 24 апреля на реке Ик.
Рекомендую судоводителям передвигаться только проверенных местах, а на незнакомых участках акватории двигаться на пониженной скорости в положении водоизмещения и пользоваться эхолотом.
Третье условие безопасности – соблюдение требований, относящиеся к сигнальным огням. Если судно ими не оборудовано, судоводитель с наступлением тёмного времени суток должен прекратить его использование. А суда, не подлежащие регистрации, как правило, такими огнями не оборудуются. Любителям ставить на бортах различные фонарики скажу – это запрещено, вы вводите в заблуждение участников движения на воде.
От захода до восхода солнца.
Согласно части 2 статьи 11.7 КоАП РФ это нарушение влечет за собой предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Уважаемые судоводители, обеспечение безопасности пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне до выхода на маломерном судне является обязанностью судоводителя.
Изучите Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, а так же Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в РФ.
В этом году подразделения ГИМС дооснащены оргтехникой, позволяющей проводить на воде сверку с базой АИС ГИМС и проверять регистрацию судна, прохождение технического освидетельствования, подлинность удостоверения на право управления маломерным судном.
Подразделения ГИМС оснащены полностью алкотестерами, уже спланированы патрулирования совместно с полицией по предупреждению управления маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения.
Посмотрите на статьи КоАП, денежные штрафы очень велики, не нарушайте.
Перед плаванием необходимо:
1. проверить исправность судна и его механизмов;
2. проверить оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Дети всегда должны быть в спасательных жилетах, а при ухудшении погодных условий обязательно надеть спасательные жилеты на всех людей, находящихся на судне.
3. соблюдать разрешенную отдаленность от берега и высоту волны, обязательно нужно получить информацию о предстоящих погодных условиях;
4. иметь при себе средства связи, предупредить родных о месте предполагаемой рыбалки или отдыха.
Посмотрите прогноз погоды и спланируйте с его учетом безопасный район плавания.
Еще раз напоминаю, что это зона ответственности судоводителя, а за их невыполнение может наступить не только административная, но и уголовная ответственность.
Хотелось бы предупредить не только судоводителей, но и любителей прогулок вдоль набережных водоёмов. Уже есть случаи спасения таких людей, шансы поскользнуться, упасть в ледяную воду и утонуть велики. Гуляйте по оборудованным набережным, которые имеют ограждение, всегда следите за состоянием здоровья.
Заканчивая свое выступление, хочу добавить, что только неукоснительное соблюдение населением республики действующих Правил плавания и Правил охраны жизни людей (Правил плавания по внутренним водным путям РФ, Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в РТ и Правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории РТ) поможет существенно обезопасить судоводителей и отдыхающих на водных объектах. Нельзя забывать, что любое пренебрежение мер безопасности на воде может повлечь за собой трагические, необратимые последствия.
О предоставлении государственных услуг казанским судоводителям рассказал руководитель Казанского инспекторского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по РТ Денис Мокеев.
Техническое освидетельствование
Утверждено Приказом МЧС России от 15 августа 2021 г. N 567
Предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях осуществляется в Казанском инспекторском отделении Центра ГИМС с понедельника по четверг с 9 до 16:00. Услуга технического освидетельствования (далее – ТО) бесплатна. Проводится по личному заявлению собственника судна или его законного представителя. Есть предварительная запись по телефону (843)288-46-43. С начала навигации было проведено ТО 16-ти маломерных судов и допущено к плаванию
Для освидетельствования маломерного судна после его государственной регистрации, необходимо нанести на оба борта номера, укомплектовать в соответствии с нормами снабжения и предоставить на специализированную стоянку органов ГИМС.
Процедура ТО проходит в два этапа: на воде и на берегу. В случае невозможности перевозки или перемещения негабаритного маломерного судна с применением транспортного средства для проведения освидетельствования маломерного судна заявитель вправе обратиться в ГИМС МЧС России с просьбой о выезде мобильной группы ГИМС МЧС России на место стоянки маломерного судна.
Регистрация маломерных судов
Утверждена Приказом МЧС России от 1 июня 2021г. №355 и Административным Регламентом от 15 августа 2021 г. №566
Предоставление государственной услуги по регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях осуществляется Казанском инспекторском отделении Центра ГИМС с понедельника по среду с 9 до 13:00.по предварительной записи по тел. (843)288-46-10. С 1 марта было зарегистрировано 110 судов. Для государственной регистрации необходимо предоставить следующие документы: заявление, договор купли-продажи и акт приема-передачи на моторное судно и мотор. Для предоставления услуги через ЕПГУ, заявителю необходимо загрузить документы в сканированном виде. Также необходим номер реестровой записи, ее любой заявитель может получить по адресу WWW.DIGITAL.MCHS.GOV.RU данный сайт общедоступен. Срок предоставления услуги не превышает 36 часов рабочего времени. После подачи заявления, заявителю необходимо в 30-дневный срок предоставить судно на осмотр.
Аттестация
Аттестация утверждена приказами МЧС России № 565 (административный регламент), приказом № 356 (правила аттестации)
Аттестация судоводителей проводится по четвергам с 9.00 до 16.00 только по предварительной записи по тел. (843)288-46-10. Проводится в 2 этапа. Теоретический экзамен и практический экзамен. По типу судов - моторное судно, гидроцикл, в районах плавания ВП, ВВП. Гос.пошлина составляет 1300 руб. Так же необходимо медицинское заключение о годности к управлению маломерными судами, фото 3х4 цветная матовая без уголка. С 1 марта было обменено 68 удостоверений.